Мошенничество сотрудников. Раздел 2. - Причины мошенничества

1 год назад

На основе практики своей работы (Внутренний аудитор "Paris Club" - Гулынин Антон), наиболее удобной для рассмотрения причин мошенничества, считаю, модель Дональда Кресси (криминолога и исследователя феномена «беловоротничковой» преступности). 

Треугольник мошенничества является одной из основ современной теории криминалистики и уже на протяжении долгого времени, все виды мошенничества ее подтверждают. Принцип треугольника мошенничества заключается в следующем: в мошеннических действиях присутствует три обязательных фактора: возможность совершить преступление, давление обстоятельств и самооправдание (или же рациональное объяснение):

1

Один фактор может превалировать в большей степени, чем другой, как один из углов треугольника, может быть больше другого, но в подавляющем большинстве случаев мошенничества присутствуют все три фактора. Конечно, существуют, исключения из правил, но это относится к людям больных социопатией или другими расстройствами личности, поэтому даже не будем рассматривать их: во-первых - их не так уж и много, во-вторых - это достаточно легко выявить уже на стадии собеседования, не говоря уже о совместной работе.Итак, что дает нам знание данных факторов? Все мы взрослые люди и надеюсь, что не нужно долго изъясняться о том, что предупредить беду проще, быстрее и гораздо дешевле, нежели устранять ее последствия. Понимание принципа треугольника, дает нам возможность, небольшими действиями предотвратить появление мошенничества как такового. Понимаю, громкие слова и перед тем как делать выводы снова обратимся за статистикой и взвесим важность факторов, обуславливающие экономические преступления.Согласно данным Эдвина Харланда (Руководитель отдела независимых финансовых расследований PwC), предпосылки совершаемые мошенниками внутри компаний существенно разнятся в зависимости от ситуации:

1

Как видно на представленном рисунке, нельзя с точностью утверждать, что тот или иной фактор является доминирующим над всеми остальными. Мошенничества в 2009 году можно объяснить влиянием экономического кризиса (давления обстоятельств), в 2014 –ослаблением контроля, вызванного программами сокращения затрат которые были произведены в большинстве компаний, что открыло возможности для махинаций. Но что-то мы уж слишком углубились в теорию, рассмотрим то, как выглядят данные факторы (►) с практическими примерами и рассмотрим их возможное предупреждение (■).

Возможность.Под данным фактором подразумевается наличие возможности совершить мошенничество, а затем скрыть его и избежать наказания. Пример:В магазине запускается акция: «15-ого числа скидка 25% на весь ассортимент». Продавцы продают с 16 по 14 число изделия «мимо кассы», то есть, не отражая продажи и не выбивая чек, денежные средства оставляют на время у себя. 15-ого числа они благополучно пробивают данный товар со скидкой, денежные средства вносят в кассу, а разницу в 25% оставляют себе. Конечно, если будет таким образом пробита половина ассортимента магазина, а продажи 15-ого числа превысят всю месячную выручку - это будет бросаться в глаза. А вот если таким образом будет пробито 5-7 ед., это не будет заметно, да и небольшой скачек продаж в дни акции вполне ожидаем.  Предположим, цена среднего комплекта в магазине 2-5 тыс. руб. На купальники, как правило, цена выше, от 2 до 15 тыс. руб. То есть при осуществлении подобной схемы, продавец имеет возможность положить себе в карман разницу (как в примере) от 2 500 до 26 250 руб. за месяц.О разнообразных схемах мошенничества можно приводить примеры еще очень много, тем более в каждой компании они разные т.к. зависят напрямую от ее организационной структуры. Это не обязательно мошенничество с товаром или деньгами, это может быть и фальсификация рабочего времени или потасовка результатов работы с целью получить премию. Неизменно объединяет их одно – возможность совершение махинации и сокрытие обмана.

По моему мнению, снижение данного фактора является одним из самых главных, по одной простой причине – он единственный целиком и полностью может быть устранен. Именно поэтому начал сразу с его рассмотрения. Полностью предотвратить воздействие на сотрудников давления обстоятельств или повысить их моральные устои до такой степени, что они не смогут найти себе оправдания до совершения преступления – не получится. Хотя считаю работу над другими факторами важным элементом, отсутствие возможности совершить махинацию – полностью пресекает ее.

■ Предотвращение возможности совершить мошенничество относится к задачам системы внутреннего контроля. О том, как она реализуется и оценивается, мы поговорим чуть позже, обращу внимания на наиболее частые ошибки, которые способствуют развитию возможности совершить махинацию:

  1. Отсутствие или недостаточность мер контроля, позволяющих предупредить/выявить мошенничество.
  2. Невозможность или неспособность оценить качество выполненной работы.
  3. Предоставление искаженной или недостаточной информации.
  4. Отсутствия фиксации выполненных операций/проведенных работ.
  5. Размытые полномочия и обязанности, отсутствие назначение ответственности.
  6. Равнодушие к происходящему со стороны начальства и/или коллег.
  7. Отсутствие ревизий, аудиторских проверок и/или иных контрольных процедур

Если обобщить данные семь пунктов, это - отсутствие атмосферы всеобъемлющего контроля с неизбежным назначением наказания.Каждый сотрудник должен знать, что вся его работа и действия оцениваются, и за совершение махинации следует наказание. Причем суровость наказания должна быть действительно весомой. Большинство руководителей не любят распространяться на тему мошенничества и скорее пытаются ее замять «не вынося сор из избы». На практике это выглядит, следующим образом: пойманного на мошенничестве сотрудника этим же днем увольняют «по собственному желанию», без какого либо привлечения правоохранительных органов и даже огласки причины внутри компании.Конечно, это экономит массу времени и сил как физических, так и моральных, но подумайте, какой при этом делают вывод остальные сотрудники? Максимальное наказание – увольнение без премиальной части – не сильная мотивация не совершать мошенничество, которое может принести сотни тысяч рублей, тем более что сотрудник может и так уже собираться уволится по какой либо личной причине. Даже если его поймают и уволят, коллегам можно соврать, что нашел новое место работы, а домашним – что сократили. Привлечение правоохранительных органов, даже если речь идет о махинациях на сумму, которая не окупит даже рабочее время юриста или уведомление других сотрудников компании, что был пойман мошенник Петя Сидоров за тем-то и что данные о его действиях распространенны в сети, нужно не для наказания разоблаченного мошенника. Это будет в первую очередь предупреждением для всех сотрудников, что за преступление – следует наказание с последующей оглаской, при этом для многих людей факт того, что об их «делах» узнает семья или коллени, гораздо страшнее компенсации суммы воровства и увольнения вместе взятых.

Давление обстоятельств.Данный фактор может быть вызван изменением как внутренних, так и внешних условий.Приведу практический пример. Предположим, у вас в компании с 2012 года работает Ваня Иванов на должности менеджера в отделе закупок с з/п 40 000 руб. Так же предположим, что его ежемесячные расходы (аренда квартиры, коммунальные платежи, еда, оплата проезда, одежда) находятся на уровне 30 000 руб. Энергичный и амбициозный парень, прекрасно выполняет свою работу, но расти внутри компании пока некуда (все занято), да и индексации в компании нет. Вы можете сами зайти в инфляционные калькуляторы и посчитать когда представленный герой, задумается о мошенничестве. Что бы ни утруждать вас расчетами представлю следующую ориентировочную таблицу:

1

То есть в 2016 году Вася Иванов без изменения в своих потребностях, будет вынужден либо «идти на поклон» с просьбой увеличения заработной платы, либо снижать свои потребности, либо искать новое место работы, либо…Приведу еще один короткий пример: у того же Васи может тяжело заболеть мама и потребоваться крупная сумма на лечение или возрасти потребности и он снова встанет перед выбором «либо, либо, либо».

■ Давление обстоятельств можно характеризовать как жизненные ситуации, которые человек (по его мнению) не может вынести или не знает, как с ними справиться, что вынуждает идти на обман. Для снижения воздействия данного фактора, можно посоветовать создать внутри компании программы помощи сотрудникам. Причем это не обязательно должна быть финансовая поддержка, это может быть юридическая или психологическая консультация, описание плана, что сотруднику нужно сделать для повышения з/п или роста внутри фирмы. Банальный разговор «по душам», который будет стоить руководителю 1-2 часа его времени, может дать сотруднику понять, что он не один, его проблемы не уникальны и есть множество выходов из ситуации. Причем это не требует множество времени или вывода финансов – как правило, данными «программами» пользуются менее 10% сотрудников.

Самооправдание.Самооправдание - это вшитый механизм психологической защиты, приобретенный нами в ходе эволюции. Мы все оправдываем свои действия, решения и поступки. Большинство мошенников не совершали никаких преступлений до этого и им надо как-то оправдать свои действия в своих же собственных глазах и/или в глазах окружающих. Как это происходит? Это достаточно легко продемонстрировать на примере вождения автомобиля, трудно найти водителя, который, хотя бы раз за свою жизнь не нарушал правила дорожного движения. Предположим, вы едете по пустой дороге с ограничением скорости в 50 км/ч. Камер, сотрудников ДПС и населенных пунктов - нет, состояние асфальта и видимость прекрасная, дорога прямая. Вопрос, как долго вы будете ехать в допустимом скоростном режиме, скорее риторический, но интересует нас другое: как именно мы оправдаем свое действие в случае превышения скорости. Предположу некоторые варианты: «какой идиот установил здесь данный знак, тут вполне безопасно ездить быстрее», «я опаздываю», «на этом участке все ездят быстрее», «что плохого может случиться если я немного превышу скорость?». Если проанализировать данные оправдания, можно разделить их на 3-и категории которые могут совмещаться в разных комбинациях:

  1. Отсутствие причинения вреда или ущерба кому-либо.
  2. Преследование личных интересов (или я или они).
  3. Не принятие правил или системы в целом.
Абсолютно точно так же оправдывают себя мошенники при совершении махинаций: «Что плохого в том, если я напишу в чеке за проезд сумму на 200 рублей больше? Компания же от этого не разорится?».

■ Последний фактор мошенничества, однако, не стоит списывать его со счетов т.к. его влияние может стать решающим.

Люди не совершают преступлений, которые не укладываются с их личными нравственными принципами и ценностями.

Так мы можем простить кражу в магазине батона хлеба пенсионеру, но скорее всего не простим это же поступок обеспеченному человеку. Даже в тюрьме среди преступников действует свой кодекс чести, которому многие следуют.Таким образом, для предупреждения фактора самооправдания можно посоветовать:

  1. Снять обезличенную маску организации, свести ее до конкретных людей и/или последствий. Оправдать воровство у организации или конкретного человека – кардинально разные вещи. Так воруя десятки тысяч рублей у компании, большинство мошенников даже представить себе не могут воровство у коллеги даже незначительной суммы.
  2. Внести четкую ясность в том, что можно, а что нельзя. Этого можно добиться внедрением внутри компании кодекса чести или правил поведения, проведения специальных собраний, обучение персонала, бесед с работниками.
  3. Объясните, почему это важно. Если вы не хотите что бы продавец разговаривал по телефону при вошедшем покупателе – потратьте время, найдите причины и основания для этого правила, донесите это до сотрудника, выслушайте и ответе на его возражения. Важно: «потому что я так сказал» – это не аргумент. Покажите сотрудникам реальные примеры, что если в месяц воровать у компании даже по 200 руб., для него это ничтожная сумма, но если это будет делать каждый сотрудник (предположим их 500), то это сумма в год, равняется сумме открытия нового магазина, то есть росту сети и соответственно росту их заработной платы. Соберите статистику и приведите примеры, когда энтузиазм, профессионализм и честность сотрудников положительно сказались на их продвижении по службе или хотя бы заработной плате. Короче, покажите последствия и перспективы.
  4. Пример руководителей. Имеются многочисленные примеры того, как неподобающее поведение руководителей ложится в основу самооправдания и несоблюдения правил сотрудников. Если вы хотите, что бы менеджеры ни опаздывали на собрание, вы сами должны находится в переговорной за 5-ть минут до его начала. Можете ругаться, назначать штрафы, снимать премии, но если вы через раз позволяете себе опаздывать на 20-30 мин., бессмысленно требовать приходить вовремя своих подчиненных.
Все мы люди и не знаю людей которые бы не разу не опаздывали, но применяйте те же наказания по отношению к себе, что бы сотрудники это видели, что правила едины для всех без исключений.Идеология: «начальство не опаздывает, начальство задерживается» - обоюдно опасна.

Выводы по причинам мошенничества:

! Главный фактор мошенничества в компании это - наличие возможности совершить мошенничество, а затем скрыть его, избежав последующего наказания. Соответственно, для того что бы его, нужно работать над выявлением мошенничества и не боятся назначать и оглашать его совершение (даже если это не краткосрочных интересах организации).

! Снижение давления обстоятельств реализуется созданием разнообразных программ помощи: финансовых (беспроцентные займы или займы по сниженной ставке), юридических (озадачить юриста помочь разобраться в проблеме сотруднику), психологических (банально выяснить проблему и возможностью помочь). Психотерапевтом Литваком М.Е. была выведена следующая мысль: «Человек, готов принести в жертву свои интересы ради интересов группы, только тогда, когда он будет уверен, что через укрепление группы он сможет реализовать свои интересы». Звучит эгоистично, но в большинстве случаев так и происходит – не будет человек рвать на себе жилы, если интересы компании не сходятся с его интересами.

! Снижение элемента самооправдания реализуется путем формулирования и объяснения сотрудникам четких границ можно/нельзя, примерами негативного последствия их поведения и жертв, а так же перспектив при честном ведении дел. Немаловажную роль при этом играет личный пример руководителей и собственников.Заметили ли вы при рассмотрении причин возникновения мошенничества среди рекомендаций по их профилактике, совет - подозревать сотрудников?

Внутренний аудитор "Paris Club" - Гулынин Антон.