Что нас ждет в следующие 10 лет? 8 тенденций розничной торговли (Часть 1)

14 лет назад

Говорят, что делать прогнозы - дело неблагодарное. Но редко можно найти человека, который не хотел бы "подсмотреть" свое будущее, а уж тем более бизнес в котором он работает. Зачем?! Ну, первое, что приходит в голову, например, чтобы "соломки подостлать".  Всегда хочется заглянуть вперед: на год, на два... А если попытаться сразу лет на десять? Итак, попробуем...

1. Глобализация и рост конкуренции, борьба за влияние на рынке

Самый ожидаемый и очевидный прогноз. Как говорится, без комментариев.

2. Европа отдает приоритеты, перестает быть источником идей

Азия уже преуспела в стремительном росте, в частности, в области товарного предложения, а также в создании атмосферы социального оптимизма, уровень которого на наших глазах только растет. Более того, на производственный сектор и инновации обратили внимание руководители крупных конгломератов. Компании, представляющие целый ряд отраслей Азии, от энергетики и телекоммуникаций до промышленного производства, направляют излишки своего капитала на создание современной инфраструктуры исследований, разработки и внедрения новейших технологий.

С другой стороны, на европейском рынке продолжается дальнейшее обострение конкурентной борьбы, которая вынудит многие компании начать поиск возможностей производственного развития в Азии, передачу технологий, ноу-хау и переезда квалифицированного персонала. Из сказанного выше следует, что с точки зрения географического распределения роста товаропроизводства Европа рано или поздно уступит свои позиции странам Азии, что для торговли будет означать открытие новых возможностей.

Со стороны это может напоминать торжество надежды над опытом.

3. Инвестиции компаний из развивающихся стран

Розничные компании из развивающихся стран Юго-восточной Азии могут в ближайшем будущем достигнуть таких масштабов и степени развития, которые позволят им конкурировать на привлекательных рынках других стран. Это может произойти за счет экспансии в условиях органичного роста или за счет приобретений. В последующие несколько лет, вероятно, будет наблюдаться ускорение темпов роста подобных инвестиций.

Откуда такие невероятные инвестиции? А все просто. Характерной чертой мировой экономики последних лет является образование громадного профицита в ведущих развивающихся странах. Например, хорошо известно о трлн. долларов США аккумулированных КНР в виде валютных резервов. Вот, частные и государственные инвестиционные фонды становятся основными игроками на рынках капитала, предоставляющими возможность бизнесу развивающихся стран инвестирования в другие страны. Таким образом, отрасль розничной торговли уже стала объектом пристального внимания таких фондов, и вполне вероятно, что внимание это будет только усиливаться.

4. Коммодитизация без границ!

Благодаря повышению производственной эффективности товары достаточно высокого качества теперь могут продаваться по самым низким ценам. На первый взгляд, чего же страшного в этом? Потребители пресыщены, они воспринимают такую ситуацию как должное.  Это утверждение становится особенно актуальным в эпоху коммодитизации. Коммодитизация (обезличивание товаров) имеет место, когда потребители не видят никакой разницы между товарами, за исключением цены. В итоге между компаниями розничной торговли, поставщиками возникает жесткая ценовая конкуренция, поддерживаемая за счет ценовой политики. В результате снижаются цены и торговые наценки, как следствие, создаются неблагоприятные условия для ведения бизнеса.

Поиск путей уклонения от коммодитизации - приходится признать одной из основных задач лидирующих компаний, иначе процесс коммодитизации просто выходит из-под контроля.

Будущее за теми, кто сможет дифференцировать свои товары не только по цене, но также по иным признакам. Речь может идти о нестандартных торговых форматах, о методах работы с покупателем и наполнении продуктового ряда.