Чему научила эпоха "нулевых" или 10 итогов бельевого рынка за десятилетие
15 лет назадАнатолий Васильев
Чем стали "Нулевые" годы для России? Хороший вопрос... Десятилетием бесшабашного развития, а не органического роста? Нереальными закупками и залежавшимся стоком? Необоснованными зарплатами и безответственными решениями менеджмента, живущего часто одним днем? Да, пожалуй, в том или ином виде это было. Но это не главное. А что тогда - Главное?
Может быть, наш бизнес не был еще не столько искусством, сколько аттракционом. Быстро вошедшее в моду экстенсивное развитие было по-прежнему чистым фокусом, не придававшим бизнесу ни дополнительных смыслов, ни убедительной иллюзии реальности — напротив, благодаря нарочитым "эффектам в 3D" условность картинки становилась еще очевиднее.
Вот об этом и выскажу свое мнение.
Но предвидя "некую" реакцию, несколько предварительных слов.
Когда начинаю ревизовать, критиковать рынок, эта критика воспринимается абсолютно неадекватно, в таком случае с кем-то даже становимся врагами. О таком понятии, как дискуссия, увы, начинают забывать. Если так, то освещение "жизни" нашего рынка превращается в банальное обслуживание. А это, коллеги, уже не журналистика, а ресторанный бизнес, в котором журналисты превращаются в официантов.
По мне так, лучше жестко говорить, чем «патриотично» молчать. Вот как-то так.
1. Завершение строительства конкурентного рынка на просторах РФ. Его очертания уже выглядят более менее очевидно. Лидеры определены, номера в последующих бегах "выданы" и их действия достаточно предсказуемы. Рынок показал, что 10 лет были прожиты не зря, появился завидный запас прочности, осмысленность и главное - устойчивость. Отечественные компании "заматерели" часто уходят от традиционных нафталиновых стратегий, меняют тактику "игры в одни ворота". Масса примеров: - отказ только от дистрибьюторского бизнеса, дрейф в производственные проекты и пр.
2. Рынок перешел в иную ипостась, теперь он не развивающийся, а развитой. Что называется почувствуйте разницу... С высоким уровнем вхождения в бизнес, "не детским" маркетингом и абсолютными требованиями к организации компаний даже на самых дальних и "забытых" территориях.
3. Рынок уже практически подошел к состоянию насыщения и невозможности значительного дальнейшего роста, значительное расширение которого становится все более и более маловероятным. Любая прибыль, полученная одной коммерческой стороной, теперь извлекается из неудач другой стороны, игроки начинают все больше и больше бороться не за новые рынки, а за существующие, за перераспределение рыночных долей. Проще говоря, рост одних коммерческих структур происходит за счет других.
4. Слабость конкуренции, высокие наценки и маржа, дефицит товара и предложений - в прошлом. Нулевое десятилетие это жестко закрепило. Навсегда!
5. Отодвинув завесу рынка, на сцену без смущения вышли новые каналы сбыта - международные и национальные сети, гипермаркеты, предлагая самые дешевые блюда из своего дисконтного меню. Количество "попробовавших, кому от этого хуже не стало" стремительно растет...
6. Исключительность брендов беспардонно и нагло начинает "проглатываться" коммодитизацией. И это, похоже, только начало...
7. Ранее жадный до дефицита и гламура, неграмотный и практически беззащитный Потребитель-Лох канул в Лету. На трон взошел Потребитель-Эксперт прагматичный и вдумчивый, рассудительный, в деталях представляющий специфику бизнеса, как и детали жанра - скидки, распродажи, ликвидации.
8. Не обсуждаемый ранее и безоговорочный диктат европейского производителя отринут в прошлое, российские операторы получили возможность выбора условий поставок и ценовой политики. Чаще "включаются" элементы мировой деловой практики, действуют логичные бизнес-законы, уровень зрелости позволяет оказывать обратное давление.
9. Российский рынок вошел в новый этап привлекательности. Уже не столько иностранному производителю, сколько иностранному дистрибьютору. С нетерпением стремящегося инвестировать капитал в сбытовые структуры. В итоге появление на рынке нескольких иностранных инвесторов, желающих закрепить собственное присутствие на российском рынке (даже если прикрывается аффилированными структурами).
10. Обычное белье стало слишком доступным: достаточно иметь быстрый интернет и научиться им пользоваться — и про магазины можно забыть. Или почти забыть... Но как когда-то видео не убило кинопрокат, так не убьют бутики и интернет-магазины. Просто то, что раньше называлось просто белье, мы будем, наверное, все чаще покупать "по-другому" (дома, в гиперах...), а в магазины ходить за высоким уровнем сервиса, эмоциональным фоном, новым ощущением иллюзий.