Кризис в Европе. Так есть он или нет?

9 лет назад

О кризисе много говорится и пишется в СМИ. Цветисто, ярко и весьма убедительно. Чаще врут. Как о гриппе или глобальном потеплении. В начале этого года мне представилась возможность спокойно, не в формате командировок, без эмоций побыть сразу в нескольких странах - Австрии, Бельгии, Германии и Франции. Чего советую и вам, коллеги. Понять так ли страшен у "них" обещанный финансовый катаклизм?

Дарю бесплатный совет тур-агентствам. Организуйте тур с целью, озвученной в заголовке этого блога. Отбоя не будет...

Разумеется, основным источником информации со всей своей присущей субъективностью выступают люди, давно проживающие в этих странах, заподозрить которых в лояльности к текущему моменту не приходится.

Итак,

- на крупных покупках население экономит (авто, недвижимость), чего не сказать о малых. Здесь по общему единодушному утверждению, никаких сдвигов в сторону экономии не замечено. Парижские распродажи не испытывают недостатка в покупателях. Однако, все отмечают, что распродажи стали шире и "злее". Как и длиннее по времени. Отсюда можно сделать соответствующие выводы...

- кто ранее гордо проходил мимо дешевых магазинов, теперь не считает зазорным посещать их. Тем не менее, жители говорят, что это скорее психологический фактор, чем экономический. Оно и понятно, если пугать ежедневно можно и не такого эффекта добиться...

- кстати, Китай уже не воспринимается со снисходительной улыбкой, как  "младший брат", в голосе часто слышны нотки беспокойства и растерянности. Ученик часто идет дальше учителя.

- банкротства и закрытие бизнеса не так уж редки. В качестве примера, приятели-европейцы легко приводят массу имен компаний, как государственного, так и местного масштаба. Любопытно, что увольнения компаниями стали жестче и бесцеремоннее. Демократия, увы, не во всех условиях может быть одинаково эффективна для людей.  К чести Системы надо сказать, что поддержка людей в этом случае не дает сбоя, все идет "по плану" или точнее - "как обещали".

- поиск новых рынков и условий отрезвляет бизнес, отчего он теряет свой европейский снобизм и незыблемую позу "всегда сверху" (позу, а не позицию - чувствуете разницу). Лидеры и капитаны бизнеса становятся покладистее и вдумчивее, а это уже хорошо.

- отдых и поездки, многие переключились на ранее "непрестижные" направления, зато более дешевые. Отказавшись от дальних, дорогих и экзотических.

- рестораны в выходные дни так же забиты, как и прежде, на неделе много пустующих мест. Цены в меню демонстративно снижены. При более внимательном изучении, выясняется, что это более похоже на акции. Кого интересуют снижение на несколько центов, или блюда, которые и в "голодный" год не едят. По слухам, сильно потеряла индустрия развлечений, оно и понятно, теперь каждый день похож на "русские горки".

-  туристы и шопники из России все также осаждают магазины, требуя новых накатов волн гламура и глянца, что создает иллюзию, что на наших просторах все отлично и быть по-другому не может. Расслоение нашего общества еще не воспринимается как естественный исторический процесс, так что в сознании европейца теплится надежда на неисчерпаемость наших покупательских инстинктов, газа и кошелька, которые их точно спасут.

- сильно подешевели строительные материалы и услуги. Вероятно, строители в Европе  более вдумчивы, чем наши российский. Это порождает у многих желание чего-нибудь построить, даже если это откладывалось годами...

Можно, конечно, продолжать и продолжать, но на фоне увиденного, евроинфляция и проблемы кажутся такими мелочами... Хочется сказать, "Нам бы ваши заботы, господа!".