ФАС разработала методику расчета доли торговых сетей
14 лет назадАлександра Поденок
В соответствии с принятым в конце прошлого года законом о торговле Федеральная антимонопольная служба (ФАС) разработала методику расчета доли продуктовых сетей на локальных рынках. Новая формула практически не отличается от прежней: объем рынка, который высчитывает Росстат, делится на оборот сети, данные о котором она сама и предоставляет. Участники рынка сомневаются, что торговцы будут давать корректную информацию о выручке, поскольку в России всего четыре публичных ритейлера.
«Новая концепция не отличается значительно от старой, просто раньше мы использовали более витиеватые пути для достижения результата», — заявил РБК daily начальник управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофей Нижегородцев. Он пояснил, что службе самостоятельно приходилось определять географические и продуктовые границы, в рамках которых следовало рассчитывать долю торговой сети. Сейчас они определяются законом о торговле, а дальнейшие действия двух методик не отличаются.
В методике говорится, что одним из показателей для расчета доли сетей является общий объем розничной торговли продовольственными товарами (в денежном выражении) в субъекте РФ, в том числе Москве и Санкт-Петербурге, а также в границах муниципального района или городского округа. Данные будут предоставлять территориальные органы Росстата. Объем рынка делится на выручку торговой компании от продажи продовольственных товаров. Информацию об обороте предоставляют сами ритейлеры.
Расчет долей торговых сетей за предыдущий финансовый год в границах субъектов РФ будет производиться с 1 февраля по 31 июня 2010 года. А с 1 июля этого года ритейлеров начнут считать и в границах муниципалитетов и городских округов. Напомним, что закон о торговле запрещает продуктовым сетям открывать новые магазины, если их доля в общем обороте продуктов питания на локальных рынках превышает 25%.
«ФАС говорит, что возьмет объем рынка, выручку торговой сети и разделит одно на другое. Но откуда эти данные возьмутся у Росстата, не ясно, непонятно и по какой методике Росстат будет высчитывать объем рынка, — говорит главный исполнительный директор Х5 Retail Group Лев Хасис. — Потом нужно учитывать, что значительная доля рынка находится в тени, например киоски, натуральное хозяйство».
«Все это придумано специально для контроля крупных компаний, которые имеют корректную информацию о своей выручке, так что ФАС свою задачу выполнила», — уверен вице-президент «Дикси» Федор Рыбасов. Он сомневается, что остальные компании, не торгующиеся на бирже, смогут представлять адекватную информацию о своих достижениях. Совладелец «Магнита» Сергей Галицкий с иронией комментирует планы ФАС: «Мы за любую активность, кроме голодовки».
Источник: РБК Daily