Прогноз-сценарий 3. "Эти сети - уже не дети..."

9 лет назад

immm0Продолжая тему угроз малому и среднему бизнесу нельзя не заметить рядом быстро выросшие сетевые структуры - как национальные (Карусели, Перекрестки, Магниты, О-кей, Ленты и пр.), так и международные, пучком проявившие свои бизнес-аппетиты (Ашан, Метро и пр).

Прогноз 3 - Доминирование международных и национальных торговых сетевых структур. Глобализация подтвердила свое право на жизнь, даже в условиях кризисного рынка крупный бизнес имеет больше шансов на стабилизацию и устойчивость. Никто не забыл - кому в первую очередь помогало наше государство (да и не только наше), кому во-вторую, а кому никогда и не собиралась. Вы, коллеги, в каком списке?

Не надо сбрасывать со счетов и факт наращивания присутствия "представительства" капитала в органах власти и правовых структурах. Мощное лоббирование интересов, как в законодательной практике, так и широкое использование государственно-административного ресурса, а это совсем немало - как минимум: дешевые кредиты, неограниченный доступ к законотворчеству, налоговой политике и железобетонное отстаивание всего калейдоскопа сетевых узкособственнических интересов.

2009-12-14_014810Ну, хорошо, а нам то что? - спросит читатель. Да ничего хорошего, господа!

Стремительная модернизация мирового бизнеса с последующей его глобализацией на наших рынка выдавит остатки доморощенного малого и среднего бизнеса,  как пасту из тюбика. Причем, замечу, без шанса на конкурентную борьбу и неконструктивные местные потуги.

Конечно, доминирование сетей в структуре сбыта не такая уж и большая новость, мировой опыт демонстрирует беспримерные подвижки в этом направлении. Но и это еще не все. В связке с политикой постоянного дисконтирования сетевой бизнес превращается в инструмент мощнейшего давления на рынок и беспроигрышную рулетку. В ногу с этими недюжими возможностями мировой глобализации идет и коммодитизация (обезличивание) товарного предложения.

Среди 10 важнейших процессов в ритейле специалисты процесс коммодитизации ставят на 3 место. И этот процесс явно выходит из-под контроля.

Оно и понятно, кому понравится превращение уникального товара, в ширпотреб (в лучшем смысле этого слова), стандартизация характеристик. Различий в потребительских качествах между разными брендами не остаётся, так что прежние звёзды теряют при этом свою уникальность.

Превращение продукта в «товар массового потребления» наблюдается и в белье.

Важной проблемой является то, что размывается в сознании покупателя понятие и ценность товарных марок. «Умирает» лояльность, нет привязанности потребителя к определенным брендам, товар становится практически обезличенным и предлагается только в определенных местах продаж. Происходит постепенная замена товарных марок на торговые марки.

Компании освоили бездефектное производство и научились быстро копировать новинки. Чем-то выделиться среди конкурентов становится все труднее и труднее. В итоге бедный покупатель от всего этого дезориентирован,  ему не хватает заинтересованности, внимания и, прежде всего, памяти — чтобы все это запомнить и переварить.  Изобилие и неразличимость размывают лояльность даже к мировым известным маркам. Беспредельно расширенный спектр однотипных товаров даже под различными брендами, ставит покупателя перед выбором, приводит в смятение – какое же белье, из сотни красивых названий  лучше?

Какая часть в итоге придется на долю бутиков и брендов? Никто не возьмется оценить даже приблизительно, но то, что мировые и национальные сети отхватят большую часть лакомого рыночного пирога, сомневаться не приходится.

Понимаю, что скептики выложат свои аргументы - отсутствие в сбыте сервиса и объективные неудобства. Но уверены ли они в том, что эти аргументы - определяющие в условиях кризиса стагнирующей экономики?

А вот, что цену могут предложить за пределами возможности "отдельно стоящего" бельевого бизнеса, нет сомнений. Сам поставляю в более чем три десятка сетевых структур. И имею на руках такие цифры по динамике сбыта сетей, которые впечатлят любого "Фому неверующего".