Прощай, Патэрсон.

14 лет назад

s_file_2304Кризис и готовящиеся изменения в торговом законодательстве продолжают "обустраивать" российское розничное пространство. Крупнейшие розничные сети страны становятся еще крупнее, при этом игроков на рынке ритейла становится все меньше. Надо спешить. После вступления в силу поправок в закон о торговле, которыми снижается порог доминирования, раскидывать сети будет труднее.  X5 Retail Group успела.

Во вторник одна из крупнейших российских розничный сетей объявила, что покупает сеть "Патэрсон". Сумма сделки составила $189,5 млн, при этом X5 Retail Group принимает на себя долговые обязательства ритейлера. Долг "Патэрсона" составляет $85 млн. X5 Retail полностью оплатит покупку денежными средствами и намерена финансировать сделку из собственных денежных потоков. Компания планирует закрыть сделку до середины декабря. Продавцом "Патэрсона" выступает холдинговая компания CorpInvest Inc.  В результате сделки общее количество супермаркетов под управлением X5 увеличится приблизительно на 25%.

"Патэрсон" - сеть из 82 магазинов, расположенных в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Казани, а также в ряде городов европейской части России и на Урале. X5 планирует интегрировать 52 магазина "Патэрсон" в формат "супермаркет", ребрендировав их в "Перекресток", а остальные 30 магазинов небольшого размера - в формат "дискаунтер" под брендом "Пятерочка". Процесс интеграции компания обещает уже в первой половине 2010 года.

А могли и не успеть. Как говорил главный исполнительный директор X5 Лев Хасис, "если будет принят закон о торговле и мы до конца года не сможем провести сделку, мы не проведем ее никогда". Объявляя о сделке X5 Retail сообщила, что заручилась всеми необходимыми одобрениями и согласованиями, включая разрешение ФАС, не обремененное дополнительными требованиями.  Ходатайство X5 Retail Group о покупке сети магазинов "Патэрсон" было одобрено Федеральной антимонопольной службой еще в октябре. На тот момент действовало и будет действовать до 1 января 2010 года законодательная норма, в соответствии с которой порог доминирования торговых сетей определяется в 35%.  Как заявлял глава ФАС Игорь Артемьев в октябре после одобрения сделки, "если доля Х5 меньше, чем 35%, мы не должны препятствовать". По его словам, из-за того, что общий товарооборот по Санкт-Петербургу увеличился, доля этой компании на данном рынке упала ниже 35% и составила 30,9%. "Сети магазинов "Патэрсон" как раз вошли в эти (оставшиеся до 35%) 5%", - заявил глава ФАС.

Отметим, что в новом варианте закона, регулирующего торговую деятельность, наращивать торговые мускулы будет труднее. Проект закона о торговле предусматривает запрет на открытие новых торговых точек ритейлерами, чья доля на локальном рынке превышает 25%. Данное ограничение, по предложению правительства РФ, должно вступить в силу с 1 января 2010 года для торговых сетей, доля которых превышает 25% в границах субъекта РФ, и с 1 июля 2010 года - для торговых сетей, имеющих такую долю в границах городского округа или муниципального района, в том числе Москвы и Санкт-Петербурга. А посему желающим расширить свою деятельность надо торопиться до введения в действие новых поправок.

На прошлой неделе сменились акционеры у еще одной розничной сети. ФАС одобрила сделку по покупке сети "Мосмарт" Сбербанком и фондом Bacarella. Член совета директоров "Мосмарта" Виталий Подольский подтвердил "Интерфаксу", что одобренные ФАС сделки - часть процесса по приобретению контрольной доли в ритейлере фондом Bacarella Евгения Новицкого и "Сбербанк-капиталом". "Одобрение ФАС означает, что сделка близка к закрытию", - пояснил он.

Как сообщалось, в июне этого года Bacarella и Сбербанк договорились о приобретении 10% и 51% "Мосмарта" у его основателей. Банк получил акции в рамках реструктуризации долгов сети.  Группа "Мосмарт" создана в 2003 году. Из примерно 80 магазинов, входивших в сеть в начале прошлого года, сейчас осталось 23 торговых объекта в 16 регионах РФ, преимущественно - гипермаркеты.  По бизнес-плану нового менеджмента сети, в 2010 году выручка "Мосмарта" на существующей базе (23 магазина) должна быть на уровне 20 млрд рублей, выход на прибыль планируется во второй половине 2010 года, положительная EBITDA - уже в этом году.

Но если кто-то пытается адаптироваться к российским законам и кризисным реалиям, то некоторые опустили руки. Французская Carrefour, крупнейший в Европе ритейлер приняла решение продать свой бизнес в РФ. "Решение продать бизнес в России и уйти с рынка обусловлено отсутствием достаточных перспектив органического роста и возможностей для поглощений в краткосрочной и долгосрочной перспективе, что позволило бы Carrefour занять лидирующие позиции в РФ", - говорилось в сообщении компании.  Первый гипермаркет в России Carrefour открыла в июне 2009 года в Москве, вложив 8 млн евро, а в сентябре запустила второй объект - гипермаркет в Краснодаре стоимостью 7,8 млн евро. До конца 2009 года ритейлер планировал открыть магазин в Липецке.  Carrefour был одним из претендентов на покупку петербургской сети гипермаркетов "Лента", однако из-за кризиса ее акционеры свернули переговоры с инвесторами, а позднее - продали 35,4% акций фондам "ВТБ Капитал" и TPG Capital. Кроме того, в этом году французская компания вела переговоры о приобретении доли основного акционера сети супермаркетов "Седьмой континент" Александра Занадворова, однако сделка не состоялась.

Не смог закрепиться на российском рынке и еще один крупнейший мировой ритейлер - американская Wal-Mart. Сперва из-за кризиса сорвалась сделка по покупке все той же "Ленты", а потом в мечтах остались и планы зайти на российский розничный рынок через "Копейку". Впрочем, в свое время "Копейка" оказалась крепким орешком и для X5 Retail.

Источник: Retail.ru