Есть у вас кризисная стратегия?

9 лет назад

2009-10-27_141031Не могу не написать о вчерашней знаковой встрече с клиентом. Почему знаковой?

Просто в одном лице отразился образ регионального партнера, его трудности и, возможно, даже некая неготовность к вызовам времени. Как не понять партнера, если рушится все то, что было построено в течение длительного времени и трудом, который легким не назовешь. Он говорил много и сбивчиво, я слушал и думал...

Общаясь с клиентами, наблюдаю несколько сценариев поведения: от бравого, показного  и самоуверенного до глубоко расстроенного, а то и потерянного. Все мы разные, по-разному ведем свой бизнес, продаем разные марки белья, но что явно объединяет всех - практически полное отсутствие кризисной стратегии. Все у многих осталось по-прежнему, без изменений, как было и до кризиса. Откровенно говоря, это не только опасно, это бывает катастрофично!

Казалось бы, судя по сиропной восторженности СМИ, пора уже попривыкнуть к кризисной ситуации. Самые смелые  и ответственные заговорили о позитиве, начале выхода из трудностей. Сейчас уже не модно говорить то, о чем не умолкали ровно год назад - о противодействии кризису.

С чего бы? Кризис завершился? Как бы не так, наоборот, вглядитесь, прогрессирует день ото дня. В этом случае обманчивое "привыкание" сверх-опасно .

Запасы, остатки товара истощились, у многих розница работает на пределе возможного, затраты продолжают расти, а что завтра? Не гоните эту мысль прочь, не отмахивайтесь, продумайте во всей глубине доступный план, возможные шаги и достижимые результаты.Понадобилось прожить в бизнесе трудный год, очень трудный, чтобы острее почувствовать недостатки и слабость своего торгового "детища".  Учтите их, это неоценимый опыт, не разбрасывайтесь им.Продумайте, а лучше еще просчитайте план спасения бизнеса, и не на один год. На первый взгляд, планирование - это для больших компаний. Отнюдь. Прописная истина - нельзя двигаться в незнакомой местности не имея карты, нельзя попасть в цель, если в нее не целиться, играть роль, не имея сценария. А тут целый бизнес и без толкового сценария.

Были времена, которые тоже легкими не назовешь. Вспоминается период "перестройки", "дикой приватизации" и товарного голода, период на который пришелся старт бизнеса у многих из нас, но все было по-другому. Этот кризис - не легкий насморк и сам по себе не пройдет, не обольщайтесь!

Отлично понимаю, что разработать кризисную стратегию трудно, а некоторым даже не под силу. Но смириться с этим фактом, значит подписать приговор. Надо учиться - учитесь, советуйтесь, читайте, развивайтесь, но не успокаивайтесь. Шанс есть у каждого.

Но провинция - не столица РФ, с ее учащенно бьющимся бизнес-пульсом. Это знаю не понаслышке, где к острому дефициту ресурсов добавляется еще и информационный голод. И то что вы читаете этот блог, лишний раз подтверждает это. Дать всем антикризисные рекомендации, с нашей стороны, было бы в высшей степени безответственно, но дать пищу для ума - вполне возможно, на что мы очень надеемся.

Удачи Вам и Вашему Делу!