Как выжить региональному бельевому бизнесу? (часть 2)

9 лет назад

2009-10-27_141810Вернемся к обсуждению, может ли малый и средний бизнес что-то противопоставить широкой розничной агрессии? Процесс набирает скорость и маловероятно, что можно его остановить или хотя бы замедлить.

В связи со складывающейся ситуацией у локального бизнеса есть два пути дальнейшего развития, чтобы обеспечить свое существование на рынке:

  1. наращивание мощности путем укрупнения;
  2. создания ряда преимуществ (товарных, маркетинговых, технологических...).

Хотя на первый взгляд это выглядит, как маловероятный сценарий развития, сделаем подобную попытку развить это предположение.

Учитывая, что на выживаемость небольшой компании могут влиять масса факторов, выделим основные:

  • доступность заемного капитала;
  • нерегулируемое товарное предложение;
  • высокая управляемость бизнеса;
  • тактический маркетинг, дифференцирование.

Заемный капитал

В настоящее время  наблюдаем постепенное усиление внимания банков к малому и среднему бизнесу, снижение требований и ставок по кредитам. Кредитование развития малого бизнеса наряду с ипотекой и потребительским кредитованием входит в тройку самых динамичных, тем не менее основная масса мелких игроков не пользуется заемными финансовыми средствами.

По мнению экспертов,  до 80% малых предпринимателей никогда не обращались к банковским услугам.  Это серьезный проигрыш малых участников бельевого рынка. Привлечение собственных накоплений и прибыли для развития бизнеса, в частности наращивания оборотных средств, является самым дорогим привлечением. Разумеется, в условиях более-менее устойчивого бизнеса. Как правило, в качестве доминирующих рисков предпринимателей беспокоят - нестабильность рынка и трудно прогнозируемое отношение власти к малому бизнесу.

Для такого важного ресурса как кредитный капитал должно быть изменено отношение.

Нерегулируемое товарное предложение

Регулирование поставщиком товарного предложения приводит к сильной зависимости малого бизнеса от проводимой стратегии развития и нацеленности на рынок. Как ранее отмечалось, парадокс малого бельевого бизнеса в том, что для него поставщик является часто и самым крупным конкурентом. Относительно независимое (нерегулируемое) предложение может быть создано на таких условиях, как кооперация.

  • Горизонтальная кооперация,выража­ется в заключении альянсов для реализации совместных коммерческих проектов между прямыми конкурен­тами без утраты их автономии с точки зрения прав собственности;
  • Вертикальная  кооперация, возника­ет при установлении устойчивых связей с производителями, поставщи­ками или потребителями товара без потери ими незави­симого организационного статуса.

2009-10-30_024102Перспективной стратегией развития локальных структур малого бизнеса видится создание прочных партнерских альянсов компаний с сопоставимыми с ними по размерам розничными компаниями, заинтересованными производителями, либо кооперация на базе крупного логистического оператора, который поможет «связать» крупных производителей с группой розничных торговых предприятий.

Основанные на общих интересах удержания собственных рынков и отсутствия конкуренции такие альянсы могут повысить эффективность и  устойчивость их участников.

Можно предположить, как инструмент борьбы – слияние мелких и средних игроков, особенно в операциях требующих  консолидации усилий – формирования товарных заказов, получения ценового дисконта, специальных бюджетов на продвижение, снижения издержек на закупки  и организацию поставок.

Теоретически можно было бы рассмотреть, как результат партнерских альянсов, варианты создания картелей, открывающих свои собственные сети, хотя это требует глобального подхода и серьезных намерений. Выгода очевидна, но требует определенной степени зрелости участников рынка. Готов ли локальный рынок к этому? Спорно.

О других видах "спасательного круга" малого бельевого рынка действующего в провинции: тактический маркетинг, дифференцирование, поговорим в следующий раз.