Муж_жена_дети_и_бизнес

10 лет назад

 

12330Близкими родственниками открывается значительная часть новых бизнесов, не исключение и наш бельевой сектор. Мне представляется, что бельевой бизнес, если не идеально, то очень хорошо подходит для совместного ведения предпринимательства. Однако, начиная бизнес с супругом(й), родителями, братьями, сестрами или детьми основатель сталкивается с дополнительными проблемами помимо обычных для любого начинающего предпринимателя.

Неумолимая статистика утверждает, что выживает в итоге только один из трех семейных бизнесов. Кстати, хочу отметить, что основные ошибки совершаются на старте бизнеса, по неопытности и незнании его специфики. К этому добавляется неготовность к новому формату отношений, которые уже не могут укладываться в прежнее русло: "муж-жена". Нельзя не отметить факт - остроты разногласий и неумения их сгладить, именно на стадии запуска бизнеса. ("Доброе начало полдела откачало".)

Все усугубляется тем, что члены семейства часто присоединяются к новому бизнесу, не имея ясного представления относительно своей роли в нем. Вовлекая родственника в свой бизнес лучше всего сразу на начальном этапе прояснить принципиальные вопросы и многие другие детали, а не когда перерастает этот ком в настоящую проблему.

По собственному опыту, не претендуя на полный охват и всесторонность освещения проблемы, проиллюстрирую русскими народными пословицами 10 условий создания правильного баланса в семейном бизнесе:

1. "Вся семья вместе, так и душа на месте".

Без преувеличения, семейный бизнес обладает уникальными свойствами. Прежде всего – это доступ к человеческому потенциалу каждого члена семьи. Это может стать ключом к выживанию, поскольку позволяет сэкономить на зарплате сотрудников, мотивация к развитию и постижению новых горизонтов.  Так что обязательно выявите преимущества и плюсы вашего семейного бизнеса. Кстати, напомню: "Счастливы не те супруги, что друг на друга глядят, а те - что смотрят в одну сторону".

2. "Что посеешь, то и пожнешь"

Типичная ловушка семейного бизнеса – слишком большой акцент на семье и недостаточный - на бизнесе. Кстати, бывают перекосы наоборот и это тоже плохо. Надо отдавать себе отчет, состояние  и успех вашего бизнеса не всегда совместим с семейной гармонией и к этому надо, увы, быть готовым. Ситуация может потребовать срочного решения вечного вопроса -"быть или не быть". Причем, как в отношении бизнеса, так и, не дай Бог, вашей семьи.

3. "Как родился, таким и сгодился"

Члены семьи должны заниматься вопросами соответствующими их навыкам, склонностям и способностям. Роли, как и обязанности разделите заранее, чтобы избежать конфликтов и должностных пересечений. Несмотря на то, что многие эксперты рекомендуют вообще избегать приема на работу родственников, готов поспорить - это приводит к потери уникальных свойств характерных именно для семейного бизнеса.

Множество мелких компаний никогда бы не выжило без энергии и тяжелой работы на благо бизнеса всех членов семьи. А квалифицированные специалисты – члены семьи – это еще и огромный актив вашего бизнеса.

Старайтесь быть справедливыми, избегайте семейных любимчиков, хотя понимаю, что это весьма трудно. Размер заработной платы, продвижение по службе, рабочий график, критика и поощрения должны быть беспристрастны по отношению ко всем служащим независимо от наличия родственных связей.

4. "Больше дела – меньше слов"

Серьезные решения можно принимать сообща, но коллегиальное решение мелких вопросов наверняка потопит ваш бизнес.Обсуждение текущих моментов - не базар, установите ясные и регулярные процедуры обсуждения. Проблемы и расхождения мнений неизбежны. Возможно, вы уже с ними столкнулись. Еженедельные встречи помогут вам вовремя выявить и разрешить любые споры и разногласия. И еще одно важное народное наблюдение: "Люби спорщика, не люби потаковщика".

5. "С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся"

Привлекайте своих детей к бизнесу только если они уже имеют 3-5 лет опыта работы в другой компании. Лучше - в отличающейся от вашего бизнеса сфере. Это даст им ценное видение того как работают другие, несвязанные семейными узами бизнесы.

6. "Что написано пером..."

Это особенно важно для родственников вовлеченных в бизнес без четкого плана того, как они выйдут из него. Закрепите служебные отношения в письменной форме, чтобы избежать недопонимания и трудных ситуаций в будущем. Там же определите в письменной форме размер компенсации, долю собственности, обязанности и другие правовые вопросы.

7. "Мало хотеть, надо уметь"

Не стоит стремиться обеспечивать «интересными» должностями родственников. Если это не входит в продуманный план обучения и логичного кадрового продвижения членов семьи. Бизнес - не источник рабочих мест для своих детей и прочих родственников из жалости и неуместной протекции. Должности распределяются основываясь на знаниях и навыках соискателей, а не на их родственных связях.

8. "Семь дел в одни руки не берут"

Однозначно и четко в семейном бизнесе определите вертикаль управления.Члены семьи, имеющие долю в бизнесе, часто полагают, что могут выговаривать служащим, и требовать, чтобы те отчитывались перед ними. Такое поведение, как минимум неуместно и, естественно, приводит к недовольству подчиненных.

9. "На чужих ошибках ..."

Процесс принятия решений в семейном бизнесе часто оказывается слишком закрытым. Новые идеи и творческое мышление не всегда могут пробиться сквозь запутанные сети семейных отношений. Ищите советы со стороны, как новые идеи и сторонние взгляды на вроде бы привычные вам вещи. Привлечение внешних опытных лиц, не связанных ни с кем из семьи хороший способ дать точную оценку бизнесу.

10. "Семь раз отмерь - один раз отрежь"

Как и любой бизнес, семейный бизнес без долгосрочного плана развития просто напрашивается на неприятности. План должен охватывать этапы развития, инвестиции и их направления и распределенность, в самом лучшем сценарии детально согласованный и понятный всем членам "малого трудового коллектива".

Принятый единогласно, с полным пониманием всех нюансов каждым участником - дорогого стоит. Последовательный план развития даже обязан учитывать как будет передаваться эстафета управления бизнесом следующему поколению.

***

48888"Ну, и чего в итоге можно добиться семьей"?- спросит ироничный Читатель.

Отвечу короткой справкой.

Wal-MartStores - крупнейшая в мире сеть супермаркетов (около 4400). Год основания: 1962, основатель Сэм Уолтон. Семья Уолтон, (США) владеет 38% акций, председатель совета директоров — сын основателя Робсон Уолтон. Прибыль: $217,8 миллиарда Сотрудников: 1,38 миллиона

==

CarrefourGroup - самая большая европейская сеть супермаркетов (представлена в 25 странах). Семья Деффоре, Франция. Контрольным пакетом совокупно владеют около 60 членов семьи. Прибыль: $61,6 миллиарда Сотрудников: 382821

==

Auchan - одна из крупнейших розничных сетей. Семья Мюйе, Франция. В бизнесе работают более 350 членов семьи. Основатель фирмы папаша Мюйе поощряет деловую инициативу своих многочисленных родственников: на деньги папаши один из них уже раскрутил почтовую службу, другой весьма успешно продает товары по каталогам.

Сегодня семье принадлежит 84% Auchan, остальное — сотрудникам. Прибыль: $23,196 миллиарда Сотрудников: 136000

Так что, продолжая начатую традицию с поговорками: - "Один в поле не воин".