Что устойчивее: ритейл или опт?

9 лет назад

021В начале приведем два любопытных новостных сообщения с разницей во времени 2-3 месяца:

***

"... В компании собираются торговать «YAX!» через стороннюю розницу — на площадях крупных гипермаркетов. До последнего времени компания развивала два направления под маркой «YAX!» — направление одежды, продажей которой занималась фирменная розничная сеть, и бельевое направление, или «коробочный трикотаж».

Заместитель генерального директора компании ЗАО «Дискавери» по работе с розницей Татьяна Пшеничникова рассказала, что сеть фирменных магазинов «YAX!» прекращает свое существование на всей территории России. В списке причин отказа от фирменной розницы значатся «экономическое положение компании, кризис, отрицательные показатели и окончательное решение учредителей по закрытию этого направления». Направление розничной дистрибуции нижнего белья «YAX!», осуществляемое через посредников, полностью сохраняется и будет представлено, по меньшей мере, в крупных гипермаркетах, в частности в «Ашане».

Справка: Компания «YAX!» поставляет на российский рынок нижнее белье под одноименной маркой по демократичным ценам в сетевых супермаркетах. В 2006 году начала строить собственную розничную сеть по торговле одеждой — по настоящее время на территории России было открыто 21 собственных магазинов «YAX!» и более 52 предприятий розничной торговли, функционирующих по системе франчайзинга.

(Источник: http://www.business.ngs.ru)

***

Silvano: с российского рынка уходим 29.05.2009 (Источник: www.dv.ee, www.realestate.ru)

"... В прошлом году Silvano решила сосредоточиться на развитии розничной сети продаж женского белья, в основном на основании договора франшизы.  По причинам продолжающегося экономического спада руководство фирмы решило, что в первом полугодии будет закрыта часть магазинов, работающих под торговой маркой Oblicie в России, Польше и Украине.

«В России мы практически прекратили деятельность. В начале второго квартала мы открыли в стране еще 2 магазина, но и они будут закрыты до конца квартала. Закрытие магазинов обошлось так дорого, что результаты первого квартала оказались негативными», - отметил руководитель фирмы Silvano Сергей Кусонский. Руководитель фирмы убежден, что работа на российском рынке и в будущем приносила бы отрицательные результаты. «В кризисной ситуации мы не можем себе позволить убыточный бизнес», - обосновал он решение фирмы. Работающие в убыток магазины фирма закрыла и в других странах.

«Сосредоточимся на франшизе, по которой мы работали в России, Украине и других странах. Одновременно большее внимание будем уделять оптовым продажам, которые приносят прибыль...»

==

(Источник: РБК daily) Silvano закрывает магазины одежды из-за падения продаж

Группа Эстонский холдинг Silvano Fashion Group заявил, что разочаровался в российском рынке и поэтому решил закрыть ряд магазинов. Будут закрыты все магазины одежды PTA, исчезнут и магазины нижнего белья Oblicie — часть из них будет закрыта, часть переименована в Milavitsa.

... В этом году компания собирается сфокусироваться на развитии бельевой розницы по программе франчайзинга. Однако бренд Oblicie также перестанет существовать на российском рынке. В первом полугодии 2009 года будет закрыто два магазина, во втором — еще восемь. Оставшиеся три магазина должны быть переименованы в Milavitsa.

Холдинг Silvano Fashion Group основан в Эстонии в 2006 году. В него входят белорусская Milavitsa (производство белья), эстонская PTA (производство женской одежды), латвийская AS Lauma Lingerie (производство женской одежды и белья), ряд розничных сетей. В России холдинг представляет компания «Линрет», созданная для развития сети магазинов Oblicie.

***

Эти два сообщения сходны в том, что обе компании уходят от развития собственного розничного канала сбыта, что наводит на следующие мысли:

1. Развитие собственной розничной структуры дело не только дорогое, но и оказалось весьма рисковое. Причем, замечу в обоих случаях, компании стояли у истоков бизнеса - производства и у них есть возможность управлять таким важным параметром как маржа. Откат от позиций ритейла, и переход исключительно в статус поставщика вызывает много системных вопросов.

2. Если ЭТОТ ассортимент не в состоянии обеспечить достаточной маржи на первичном рынке Silvano Fashion Group и ЗАО «Дискавери», каким образом ЭТОТ же товар в опте (на вторичном рынке со значительной наценкой) осчастливит их оптовиков?

3. Вот г-н Кусонский сообщает «Сосредоточимся на франшизе.... Одновременно большее внимание будем уделять оптовым продажам, которые приносят прибыль». Кому эти операции приносят прибыль - понятно. Но если собственные торговые площадки flag-ship "Oblicie" убыточны, то каким образом у партнеров по франшизе они будут доходные? Странная стратегия, коллеги, кто бы объяснил?

4. Есть версия о переходе региональных оптовиков в ТЦ с более низкой арендой, но простейшие расчеты тоже приводят к неутешительным выводам. Рассуждая совсем грубо - если аренда в издержках составляет от 15-25%, то себестоимость товара, как минимум - 50%. Из этого следует, что компенсировать увеличение цены товара, покупая его у производителя, (даже с приличной скидкой) более низкой арендной платой представляется весьма сомнительным занятием.

Хорошо демонстрирует график изменения ТБ (точки безубыточности) по двум переменным -себестоимость и постоянные издержки по обоим вариантам, посчитайте леверидж - проигрыш в устойчивости, скорость падения будет намного выше. Так что ожидать чудес не приходится...

5. Проект "Oblicie" убыточно, а "Милавица" успешна, по утверждениям топ-менеджмента. Доказывает ли это, что прибалтийское белье "Lauma" тянуло проект вниз, создавая убыточный фон всему проекту?

6. Трудно поверить, что проблемы "Oblicie"  и «YAX!» инспирированы управлением и управленцами. Управленцы опытные и зрелые менеджеры. Не может ли быть, что возникновение проблем, в первую очередь, связано с ассортиментом? Даже не ценой, а узостью товарных категорий. В случае "Oblicie" практически одна корсетка, отсутствие мужского, а в случае «YAX!» доминированием "коробочного" продукта?

7. Низкая ценовая категория, в которой действовали оба оператора не являются панацеей от проблем даже в условиях кризиса. Хотя чаще в СМИ декларируются проблемы у ритейла, продвигающего более высокий по цене товар.

Кто-то  может прокомментировать?