Диагноз: навязчивый и всепоглощающий шопинг

10 лет назад

medium_0b91368e0c839dc9ee0ff8e82cc0285bСамо по себе посещение магазинов — неплохой способ эмоциональной разрядки и расслабления, отвлечения от жизненных проблем, действующий особенно на женщин. Рассматривание ярких витрин и пестрящих товаров уже стало похоже на одну их форм медитации.  Для многих людей это ни с чем несравнимое удовольствие, увлекательный способ убить время, пофантазировать и помечтать или, наоборот, собраться с мыслями.

Отлично, нам это состояние всем хорошо знакомо, ну чего бы казалось беспокоится?

Но с недавних пор в американских и европейских справочниках по психиатрии стал попадаться новый диагноз - «навязчивый и всепоглощающий шопинг». В журналах по психиатрии публикуют результаты последних исследований в области патологии, называемой «шопоголизм». Многие потребители, обанкротившиеся в результате шопинга, страдают болезнью, похожей на запойный алкоголизм. Более того, в последнее время по примеру обществ анонимных алкоголиков создаются центры под названием Shopaholics Anonymous, предлагающие помощь жертвам бесконтрольного шопинга. Не все, оказывается, так безобидно...

Какие психологические модели работают, когда покупается новая вещь? Новая вещь - это способ успокоить себя, вознаградить, утешить. Потребность в сильных положительных эмоциях и недостаток их в обычной жизни приводит к этим труднорегулируемым покупкам. Одиночество, горе, разочарование, скука также толкают в магазины.

Психологи утверждают, что фланирование по магазинам и приобретение товаров - способ избежать ответственности: отложить работу, выполнение каких-то обязанностей или принятие серьезного решения. К тому же пребывание в эпицентре «магазинной жизни» создает иллюзию полноценной социальной вовлеченности.

Основной характеристикой нового явления является то, что для потребителя в этот момент важен не результат, как обладание предметом, а сам процесс покупки, в виде широкого спектра эмоций сопровождающий поиск и приобретение товара. Видели ли вы подобные персонажи в магазинах? Я видел и не раз. Магазины с модной одеждой и женским бельем - самое благоприятное место для "всходов" подобного явления. Все бы ничего, но иногда подобный клиент демонстрирует излишнюю агрессивность или предвзятость к товару, коллекции или магазину. Продавцы должны быть не только информированны о подобном поведении, но и нейтрализовать неадекватные эмоциональные проявления.

Как-то призналась известная британская певица Ванесса Вильямс, “шопинг – мой самый большой порок. Я продолжаю делать покупки, даже если знаю, что у меня не хватит денег расплатиться”.

Кстати, «магазиноголики» признаются, что купленные вещи редко бывают полезными.

Что еще показалось весьма интересным - классификация "магазинных пациентов". Британский ученый Ричард Элиот разделил эту аудиторию на несколько категорий. Одна из них, как мне кажется, наиболее интересная категория – это “мстительные покупательницы”. В эту группу входят прежде всего домохозяйки, чьи мужья успешно продвигаются по служебной лестнице, постоянно пребывают на работе, регулярно задерживаясь в своих офисах. Страдая и комплексуя от недостатка мужского внимания, эти "несчастные" женщины пытаются безрассудной тратой значительных сумм из бюджета напомнить своим супругам о своем существовании. Своем трудном существовании. Одним словом, хороша парочка - шопоголик плюс трудоголик...

Еще одну из групп Элиот обозначил как “экзистенциальных покупателей”: они упиваются собственным вкусом и постоянно самоутверждаются посредством покупок. И в собственных глазах и в общественном мнении. Территория магазина для них идеальные театральные подмостки, подиум для дефиле - где они отрываются по полной. Вот такая гипертрофированность.

Так как автор - мужчина, не могу не заметить что по европейским данным 95% шопоголиков - женщины. Мужчины, берегите своих женщин от этой зависимости! Между прочим, сбережете еще семейный бюджет и пространство в ваших квартирах ;))