Дайте две!

10 лет назад

12Голодные и уставшие покупатели делают больше спонтанных покупок, чем счастливые и сытые посетители магазинов.

Специалисты в области психологии и маркетологи уже давно не скрывают, что продвинутые торговые точки постоянно используют особенности человеческого мышления. Не секрет, что уставший и проголодавшийся человек в супермаркете набирает продуктов больше, чем ему необходимо. Под воздействием стресса, алкоголя и прочих неблагоприятных факторов люди не склонны задавать себе множество вопросов, которые обычно сопровождают любое приобретение: зачем мне это нужно? как и когда я это буду использовать? не слишком ли высока цена? и т. д.

В книге доктора философии, психолога и профессора Стэнфордского университета Келли Макгонигал под названием «Сила воли», приводится множество интересных фактов и наблюдений. В том числе и о соблазнах/ловушках для нашего мозга, которые влекут за собой необдуманные поступки. К примеру, в книге рассказывается об эксперименте в продуктовых магазинах. Людей перед покупками просили подумать о своей смерти. В результате выяснилось, что после этого они были готовы тратить больше денег на еду и сладости, которыми можно «заесть стресс». Из нашего повседневного опыта также можно привести пример женщин «лечащих» плохое настроение шоппингом и покупкой «еще одной пары туфель».

Профессор Макгонигал ссылается также на нейропсихологов. По их утверждениям при наличии одного мозга у людей есть два рассудка и две ипостаси. В одной из них мы действуем импульсивно и ищем сиюминутных наслаждений, а в другой — контролируем свои порывы и отказываемся от удовольствий, которые отвлекают от долгосрочных целей. Обе эти сущности — один человек, который постоянно мечется между ними. «Гораздо чаще мы используем свои навороченные мозги не для стратегически грамотных решений, а чтобы действовать менее разумно. Всё потому, что лобная кора сильна не только самоконтролем. Она может придумывать рациональные оправдания плохим решениям и обещать, что завтра мы исправимся» - с такой фразой обычному покупателю трудно поспорить. «Сегодня я куплю себе сумочку и вон те чулки, а завтра начну экономить: ходить на работу пешком или меньше сидеть в кафе» - такие мысли частенько крутятся в хорошеньких женских головках, не правда ли?

В книге Макгонигал также говорится  о том, что стресс снижает силу воли, после чего напряженный организм всеми силами старается подвести нас к удовольствиям. При этом профессор дает «слабохарактерным» покупателям небольшое утешение: «Есть и хорошая новость: у соблазна довольно узкое окно возможностей. Чтобы крепко оболванить префронтальную кору, награда должна быть доступна сейчас и — для максимального эффекта — ее надо видеть. Как только между вами и искушением возникает малейшая преграда, чаша весов вновь склоняется в 34сторону системы самоконтроля».

И если контролировать себя всегда не получается, то возможно стоит брать в поход по магазинам заранее спланированный список либо определенную сумму наличных, которые вы готовы потратить именно сегодня.