Большая торговля следит за вами
10 лет назадАлександра Мжачих
Похоже, те времена, когда телефон станет умнее владельца, уже совсем близко. Смартфоны покупателей позволяют магазинам отслеживать передвижение людей по торговым центрам и интерес к тому или иному товару.
Да-да, сегодня с помощью специальных технологий вам вполне могут предложить купить к своим штанам вон ту рубашку или сходить в соседнее кафе выпить колы. Пока в нашей стране развивается беспроводная wi-fi аналитика, на Западе резко вырос интерес к разработке iBeacons от Apple.
В России технологиями на основе wi-fi занимаются несколько компаний. Различные программные решения позволяют собирать данные о поведении посетителей и покупателей в торговых комплексах, магазинах и общественных местах типа стадионов, аэропортов и проч.
Как работает система беспроводного анализа? В определенном помещении (торговые точки, комплексы, вокзалы и пр.) устанавливаются специальные устройства-сенсоры. Они обнаруживают смартфоны или планшеты с включенным wi-fi. От каждого мобильного устройства получаются уникальные идентификаторы - MAC-адреса и все возможные данные о передвижении владельцев этих устройств. Особо отмечается, что персональные данные (пол, возраст, номер телефона и т. п.) через wi-fi не собирается. Полученная информация выдается в удобной заказчику статистической форме – таблицы, диаграммы, графики. Отчеты, как правило, можно посмотреть через Интернет.
В первую очередь такие решения сейчас предлагаются розничным магазинам и торгово-развлекательным центрам. У них появляется возможность мониторить посещаемость, отслеживать траекторию движения посетителей, плотность трафика, эффективность маркетинговых кампаний, привлекательность того или иного магазина для покупателей.
В новой сфере бизнеса уже есть конкуренция. Предложить свои системы и программы для розничных продавцов готовы сразу несколько компаний. Компания «НПО Аналитика» объявила о начале внедрения системы wi-fi аналитики на платформе Retail Instruments в сети одежды River Island, до этого было организовано сотрудничество с сетью обувных магазинов «Терволина». Еще один разработчик, Retailbase, предлагает определить местонахождение покупателя с точностью до метра, узнать, где и на какое время он останавливался, как часто он посещает различные магазины и т. д.
Другой вариант, который сейчас бурно развивается в США - это использование технологий iBeacon от Apple Inc. Работает она благодаря беспроводным сетям Bluetooth, точнее разновидности Bluetooth Low Energy (BLE), также известной как Bluetooth 4.0 или Bluetooth SMART. Ее отличительная черта – скромное потребление электроэнергии. Схема работы схожа с системами wi-fi аналитики: в помещениях устанавливаются небольшие датчики-маяки, которые передают данные на мобильное устройство. На смартфоне же устанавливается специальное приложение для работы с Bluetooth-маячками (прим. - голубая коробочка на фото вверху это и есть маяк). На сегодняшний момент устройства для iBeacon выпускают компании Beaconic и Estimote, цена на комплект начинается от 99 долларов. Заявленное время работы - до двух лет без подзарядки, радиус действия - около 60 кв.м. Поэтому в больших помещениях понадобится установка нескольких устройств. Для европейских компаний розничной торговли с января стартовали продажи набора iBeacon Retail Kit от компании Beaconic.
«Вживую» технология работает следующим образом. Посетитель приходит в торговый центр с iPhone 5с или другим смартфоном, работающим с iBeacon. При приближении к магазину с включенными передатчиками, клиент может получить на телефон выгодные предложения, купоны на скидку или маршрут до определенного отдела в продуктовом супермаркете. К слову, в декабре-январе сразу несколько американских компаний заявили о внедрении iBeacon в своих магазинах: American Eagle, Safeway, сеть Мейси и др. Инновацией заинтересовались в Coca-Cola. Компания намерена с помощью iBeacon продвигать и рекламировать свои напитки на нынешнем чемпионате мира по футболу. Новая технология позволить создать уникальную рекламу и донести ее до конечного потребителя среди сотни различных сообщений.
Технология от Apple более персонализирована и служит непосредственной коммуникации с потребителем, wi-fi используется для сбора общих данных. Но оба решения уже меняют торговые процессы и схемы получения информации о клиентах. В дальнейшем технологии будут только совершенствоваться. И это – не фантастический сон.
Факты- По исследованиям Nielsen Research, сегодня постоянно включенным wi-fi на своих смартфонах держат от 15% до 40% людей
- 70% россиян хотя бы раз пользовались публичным wi-fi
- Чаще всего общественный wi-fi используют студенты и уже закончившие ВУЗ молодые люди, средний возраст - 26-35 лет
- 84% активных пользователей мобильного Интернета часто пользуются wi-fi в ресторанах и кафе. Кроме того, люди выходят в Сеть из учебных аудиторий или офисов.