Теряем деньги... Я против! (Заключение)

9 лет назад

Рисунок15555"Обострение ситуации на российском розничном рынке, а бельевом в частности, - это не только опасность разорения, но и большой шанс..." Об этом за последнее время, нам не сказал только немой или совсем ленивый.

Да, да,... киваем мы - шанс прирасти, шанс заработать, шанс выиграть, шанс дожить до светлого бескризисного "завтра". Кому что, - каждый выбирает по силам и способностям. Нас зомбируют - на рынке остаются только стабильные, агрессивные и, главное, умные игроки. Которые думают не только о числе магазинов, но и об их эффективности, не только о росте прибыли, но и о снижении затрат, не только о количестве, но и о качестве. Они компетентны, и в этом их преимущество.

Да, да,... мы вновь соглашаемся. Что ж тут не понятного!? И нам обещают то "золотой ключик", то "подушку", то "парашют".

Хорошо советовать, когда не ты рискуешь и деньги не твои, - молча думаем мы. Понимая, что в кризис обязана меняться тактика компаний, а нас продолжают "лечить" и свои, и заморские авторитеты старым лекарством, чуть подправив лишь название тренингов и семинаров, хотя бы нафталин сдули... Ну, да Бог им судья, они преодолевают свой кризис и тоже в первый раз. При  таком сценарии развития дела, закрадываются сомнения и беспокойство. И это естественно. На кого надеятся? На государство или на себя?

Для малого бизнеса важны сигналы (теперь стало очень модным это словцо), которые посылает власть. Вот одна из проблем — обязательная перерегистрация фирм. При перерегистрации частная собственность выступает как некая условность. И нас предпринимателей постоянно провоцируют на то, чтобы мы думали, что собственниками мы являемся условно. И кризис для чинуш не помеха, а дополнительная возможность.

Тогда остается надеется только на себя. И думать, и рисковать, и снова думать...

Один важный момент: управлять таким объектом, как компания в условиях экономической турбулентности, по абсолютным значениям невозможно. А нас, именно, этому и учат гуру. Так мы всегда будем ошибаться или сильно опаздывать. Управлять надо производными, то есть скоростью и направлением движения компании. А еще лучше ее ускорением. Помните, как в математике? Но, кто бы научил...

Предвижу в свой адрес вопрос: "Хватит умничать, лучше рассказал бы как у самого дела идут?"

Хорошо, расскажу без пафоса и рекламы. Дела у нас идут неплохо. Не сказать, что как сыр в масле катаемся, но первых два квартала 2009 прошли со средним превышением 15% от плана по рублевым продажам. Мы, естественно, упали в валюте. Думаем, что наш рынок упадет на 20-30%, а мы постараемся удержать план 2008 года в рублях.

Возросшую валютную себестоимость мы на клиента весной и летом, практически, не переложили и шли в ущерб собственной рентабельности, но это было наше осмысленное решение к вопросу, что делать в кризис. Считаем, что сохранять объем продаж сейчас самое важное. Как и сохранение команды. Однако, себя не обманываем, и не скрываем: - персонал сокращали, и будем сокращать. Оставляя эффективных и способных. Замечу, даже сейчас есть открытые вакансии, особенно по новым проектам.

Мы еще до кризиса провели оптимизацию. Главное – было сохранить здравый смысл, управляемость, внутренние мощности, продающую инфраструктуру в виде собственных сетей и других каналов сбыта.

Проводим распродажи и промо-акции, чтобы избежать избытка товара. До кризиса у нас была относительно высокая рентабельность. Мы не были сильно перекредитованы. В общем, не было лишнего жира.

Запустили три крупных и жизненно важных для нас проекта. В одном из них вы в данный момент участвуете. Почему, именно в кризис? Не смейтесь! Руки не доходили... Сейчас самое то, - есть и потребность, и возможности. Причем с устойчивым балансом между ними. Бизнес -проекты уже не просто обещают быть многообещающими, они уже на старте доказали свое "право на существование".

Отдельно стоит и "высится" - производственный проект. Активно развивается, но похвалится пока нечем, все в будущем, надеюсь, совсем недалеком.

Я не знаю, что произойдет с рынком b2b, а вот на рынке b2c проблем нет, если компании занимались своим покупателем и эффективностью бизнеса. Сегодня наиболее важной стала «последняя миля». Думаю, что компании вернутся к 90−м годам, когда не было длинных цепочек в бизнесе от производителя до конечного звена. Почему у нашей компании стабильная ситуация? Потому что мы сами что-то производим, что-то покупаем и сами продаем. Меньше зависимость, больше управляемость.

Сегодня для адекватного понимания ситуации я постоянно «отматываю» к 90−м годам и думаю – что тогда было важно? Если у тебя есть товар, значит, будет поток потребителей, пусть и меньший. Возможно, сегодня наличие товара – такой же приоритет, как и в 90−х годах, но с обязательным учетом изменений в структуре ассортимента и пропорций товарных категорий, коррекции ценового позиционирования и функционально-стилевых групп.

Если кого интересует, мой прогноз по кризису, сформулирую коротко: - долго, жестко и с непредсказуемым завершением. Если чуть подробнее: - не менее 5 - 7 лет, даже если правительство примет сейчас эффективные решения, произойдет резкое сужение бизнеса с массой банкротств или "тихим уходом в тинку".

Есть ли шанс выжить малому и совсем малому бизнесу? Есть, но только два варианта!

Первый вариант- фантастический, а второй - утопический.

Первый - когда все зависит от "дяди", если руководство страны резко поменяет курс и вместо деклараций повернется лицом к малому бизнесу, победит коррупцию, жестко урезонит чинуш и бюрократию. Но для позитивного развития этого сценария просто нет фактов и поэтому он, увы, фантастический.

Второй - когда многое зависит от нас, по характеру утопический, но шансов у него все -же выжить намного больше.Рисунок199

Речь идет о горизонтальной интеграции малого бизнеса, его консолидации перед угрозой углубления кризиса, ликвидации бизнеса. Есть ли для этого предпосылки, есть ли предпринимательское чутье, воля и смелость играть собственникам в такую игру? Покажет время.

Не очень понятно? Хотите пример? Пожалуйста!

Т3С - торгово -закупочная система. Как объединение региональных продовольственных сетей и против федеральных сетей и кризиса. Да, у них полно проблем, не все получается, но они в начале пути. Пути, очевидно, эффективного, обещающего стабильность и устойчивость. Как раз того, чего нет на нашем бельевом рынке, в антикризисной практике в небольших компаниях.

Если будут предпосылки для подобной интеграции, можно будет смело произнести:

-"Chihali mi na crisis". (По-моему, это что-то по латыни про кризис;))

А пока, берегите себя и бизнес!