KPI или каждому по способностям.

6 лет назад

target orange

Система KPI пришла в Россию всего несколько лет назад и еще не успела прочно утвердиться в сознании российских управленцев. Менеджеры, внедрившие систему мотивации KPI в компаниях, высказывают абсолютно разные  мнения: одни считают, что это помогло им качественно улучшить бизнес-процессы в компаниях, другие лишь разводят руками: "хотели как лучше, а получилось как всегда". Так что давайте разбираться, что это за тенденция такая:

Для начала - о терминах: KPI (кэ-пи-ай) - это аббревиатура от английского Key Perfomance Indicator. На русский язык переводится как  «Ключевой показатель эффективности» - КПЭ.  Хотя многие специалисты считают, что американские, да и вообще иностранные термины в управлении не стоит переводить на русский язык, так как это по сути своей научный термин  и при переводе будет потерян или искажен смысл.

kpi

Итак, KPI - это всегда количественный показатель достижения некоторого желаемого состояния. То есть это финансовая и нефинансовая система оценки, которая помогает организации определить достижение стратегических целей. Как правило, система показателей рассчитывается для всех сотрудников компании одновременно. Для того, чтобы разработать систему показателей компания, как минимум, должна определиться со стратегическими целями. Причем с целями реальными, с теми, которые достижимы и вполне понятны.

Далее стоит двигаться по принципу «от общего к частному» и разбивать крупные цели на подцели, постепенно доводя до персональных показателей для каждого из сотрудников.

DashboardTopImage

Зачем это нужно?

  Анализируя, оценивая и сравнивая через KPI, легче сделать выводы о том, достигла компания поставленных целей и задач или нет. Пазл из результатов деятельности каждого подразделения собирается в общую картину, по которой  сно видно, где сильные, а где слабые стороны у компании. А так как каждый показатель KPI – это цифры, оперируя ими, можно легко и быстро изменять и учитывать все процессы, происходящие в компании. Это первая важнейшая выгода KPI.

И еще одна выгода: система работы на базе KPI позволяет грамотно подходить к мотивации персонала. Поскольку KPI - это некий измеримый показатель, то сотрудник будет четко знать, за какие результаты ему будет положена премия. Если система выстроена на объективных критериях, то сотруднику будет проще принять наличие или отсутствие  премии, чем, если бы премия выдавалась просто за хорошую работу или вообще просто так, по традиции. Согласитесь, гораздо приятнее получать бонусы за личные достижения, чем проходить по списку отделов, традиционно премируемых на Новый год.

Как видите, выгода от внедрения показателей существует. Однако не стоит забывать о том, что внедрение системы KPI достаточно кропотливый и трудоемкий процесс. Чтобы разработать систему и внедрить ее понадобится не один месяц работы. В любом ином случае, качественных улучшений от внедрения системы не будет, а вот недопонимание и негатив со стороны сотрудников вполне может возникнуть. Дерзайте!