АКИТ, АКРЭТ и сертификация интернет-магазинов

11 лет назад

Shop online

Агентство РИА Новости опубликовало заявление исполнительного директора организации АКИТ (Ассоциация компаний интернет-торговли) Елены Бочаровой об утверждении стандартов обслуживания потребителей в онлайн-магазинах. Некоммерческое объединение планирует начать сертификацию виртуальных площадок в самое ближайшее время.

Стандарты по образцу «Wikimart» и «Связного»

За регулирование дистанционной торговли в России отвечает статья 26.1 «Закона о защите прав потребителей». Однако представители АКИТ считают, что этого недостаточно, и необходимо развивать новые инициативы по регулированию работы интернет-магазинов.Бочарова

«Пользователь должен быть уверен, что его не обманут, что так же, как и в розничной сети, он может вернуть товар и получить деньги обратно, что цена при оплате кредитной картой будет такая же, как при оплате наличными, что курьер ему привезет именно тот товар, который он заказал», - заявила Елена Бочарова.

В соответствии с требованиями, онлайн-магазины будут обязаны показывать юридическое лицо и соблюдать нормы возврата товара. Компании, являющиеся членами АКИТ, будут проходит сертификацию автоматически. Тем же, кто не входит и планирует входить в данную ассоциацию, необходимо будет выкладывать за процедуру около 100 000 рублей в год.

На данный момент участниками АКИТ являются 15 крупных ритейлеров: «MediaMarkt», «Ютинет.ру», «Mallstreet», «Enter», «Wikimart», «Эльдорадо», «Белый ветер цифровой», «Детский мир», «KupiVip.ru», «10i», «DomProm», «М.Видео», «Е5.ru», «Спортмастер», «Связной». Руководителем Ассоциации стал генеральный директор Enter.ru Сергей Румянцев.

Нужны ли России две одинаковые организации?Сертификация интернет-магазинов_2

Несмотря на наличие уже существующей АКИТ, в феврале 2013 года появилась новая организация – Ассоциация компаний розничной электронной торговли (АКРЭТ). В нее вошли такие игроки, как «Холодильник.ру», «Gretta.ru», «Oborot.ru», «Audiomania» и другие. Исполнительный директор интернет-проекта «Oborot.ru» Иван Кургузов занял аналогичную должность и в данном объединении.

Как указано на официальном сайте организации, свою миссию АКРЭТ видит в «развитии российского рынка интернет-торговли, увеличении доли добросовестных продавцов, улучшении отношения к отрасли в обществе, СМИ и государственных органах».

Новое объединение ставит перед собой следующие цели:

  • Донесение реальной позиции отрасли до госорганов;
  • Изменение в лучшую сторону текущей ситуации с Правилами продажи товаров дистанционным способом и законом "О персональных данных";
  • Изменение политики инфрастуктурных проектов;
  • Формализация правил игры на рынке;
  • Борьба с недоверием потребителей к отрасли.

Очевидно, что планы обеих ассоциаций сильно пересекаются. Однако, как заявил Иван Кургузов, отличие между организациями заключается в составе участников. Кургузов

"Если АКИТ ориентирована, в первую очередь, на интересы крупных магазинов с большим оффлайн-присутствием, то спектр участников АКРЭТ шире - от аналогичных крупных до средних и сравнительно небольших", - отметил он.

Таким образом, несмотря на то, что исполнительный директор АКРЭТ, по его словам, не исключает возможности сотрудничества с АКИТ, остается непонятным функциональное различие компаний. Или же неожиданно возникшее стремление интернет-ритейлеров к созданию различных объединений объясняется желанием своеобразного «передела» виртуального рынка и захвата власти – для того, чтобы диктовать свои правила?

Мнения участников

УколовМихаил Уколов, занимающий пост генерального директора Ютинет.ру, объясняет данный всплеск активности следующим образом:

«Рынок интернет-торговли достиг того объема, когда качественная работа интернет-магазинов, уровень обслуживания и степень лояльности покупателя стали настоящими драйверами роста. Мы заинтересованы в том, чтобы все игроки стали прозрачными и понятными, прежде всего, для покупателей».

Всеволод СтрахВ свою очередь, генеральный директор интернет-магазина «Сотмаркет» Всеволод Страх не видит четких перспектив для нового объединения. Он отметил, что "Сила ассоциации - в ее участниках. С этой точки зрения, на данный момент мы видим две ассоциации на рынке, которые реально способны лоббировать интересы отрасли – РАТЭК и АКИТ". И добавляет, что компания, которую он возглавляет, не собирается вступать в АКРЭТ: «Заявленные этим союзом цели близки к тем, что преследует АКИТ, а дублировать такие организации нет смысла».

В то же время, директор по маркетингу «Audiomania» Тимофей Шиколенков считает вполне возможным параллельное членство в обеих ассоциациях. Однако при этом добавляет, что «Цели у организаций, по сути, совпадают, и я думаю, что рано или поздно они войдут в одну большую ассоциацию и объединят усилия».

Попытки сертификации интернет-магазинов предпринимаются не только некоммерческими организациями, но и отдельными фирмами. Сертификация интернет-магазинов_6Такие компании, как OOO «Трастед Сервис» и «Я.Есть!» в настоящее время предлагают сертификаты, которые называются «Надежная покупка» и «Я.Есть» соответственно. Идея стандартизации у всех одна, а требования – разные.

Однако, несмотря на обилие желающих раздавать и получать те или иные свидетельства, не все участники рынка настроены позитивно. Так, Андрей Хромов, руководитель компании «Аристос» (провайдер официального интернет-магазина Philips в России) заявил, что «Тысячи "серых" продавцов, составляющих сейчас доминирующую часть рынка, не планируют вступать ни в АКРЭТ, ни в АКИТ, ни в какие-либо другие отраслевые организации, а значит, и выполнять их требования и правила работы».

line_01

К чему приведут подобные инициативы, покажет время. А до тех пор, пока ситуация не прояснится, пожалуй, наиболее верное решение для владельцев небольших интернет-магазинов – держаться в стороне и наблюдать за ситуацией. Ведь сертификат, полученный вами от одного из объединений, может в скором времени потерять свою силу, - а значит, деньги будут выброшены на ветер.