АКИТ, АКРЭТ и сертификация интернет-магазинов
11 лет назад060198
Агентство РИА Новости опубликовало заявление исполнительного директора организации АКИТ (Ассоциация компаний интернет-торговли) Елены Бочаровой об утверждении стандартов обслуживания потребителей в онлайн-магазинах. Некоммерческое объединение планирует начать сертификацию виртуальных площадок в самое ближайшее время.
Стандарты по образцу «Wikimart» и «Связного»За регулирование дистанционной торговли в России отвечает статья 26.1 «Закона о защите прав потребителей». Однако представители АКИТ считают, что этого недостаточно, и необходимо развивать новые инициативы по регулированию работы интернет-магазинов.
«Пользователь должен быть уверен, что его не обманут, что так же, как и в розничной сети, он может вернуть товар и получить деньги обратно, что цена при оплате кредитной картой будет такая же, как при оплате наличными, что курьер ему привезет именно тот товар, который он заказал», - заявила Елена Бочарова.
В соответствии с требованиями, онлайн-магазины будут обязаны показывать юридическое лицо и соблюдать нормы возврата товара. Компании, являющиеся членами АКИТ, будут проходит сертификацию автоматически. Тем же, кто не входит и планирует входить в данную ассоциацию, необходимо будет выкладывать за процедуру около 100 000 рублей в год.
На данный момент участниками АКИТ являются 15 крупных ритейлеров: «MediaMarkt», «Ютинет.ру», «Mallstreet», «Enter», «Wikimart», «Эльдорадо», «Белый ветер цифровой», «Детский мир», «KupiVip.ru», «10i», «DomProm», «М.Видео», «Е5.ru», «Спортмастер», «Связной». Руководителем Ассоциации стал генеральный директор Enter.ru Сергей Румянцев.
Нужны ли России две одинаковые организации?
Несмотря на наличие уже существующей АКИТ, в феврале 2013 года появилась новая организация – Ассоциация компаний розничной электронной торговли (АКРЭТ). В нее вошли такие игроки, как «Холодильник.ру», «Gretta.ru», «Oborot.ru», «Audiomania» и другие. Исполнительный директор интернет-проекта «Oborot.ru» Иван Кургузов занял аналогичную должность и в данном объединении.
Как указано на официальном сайте организации, свою миссию АКРЭТ видит в «развитии российского рынка интернет-торговли, увеличении доли добросовестных продавцов, улучшении отношения к отрасли в обществе, СМИ и государственных органах».
Новое объединение ставит перед собой следующие цели:
- Донесение реальной позиции отрасли до госорганов;
- Изменение в лучшую сторону текущей ситуации с Правилами продажи товаров дистанционным способом и законом "О персональных данных";
- Изменение политики инфрастуктурных проектов;
- Формализация правил игры на рынке;
- Борьба с недоверием потребителей к отрасли.
Очевидно, что планы обеих ассоциаций сильно пересекаются. Однако, как заявил Иван Кургузов, отличие между организациями заключается в составе участников.
"Если АКИТ ориентирована, в первую очередь, на интересы крупных магазинов с большим оффлайн-присутствием, то спектр участников АКРЭТ шире - от аналогичных крупных до средних и сравнительно небольших", - отметил он.
Таким образом, несмотря на то, что исполнительный директор АКРЭТ, по его словам, не исключает возможности сотрудничества с АКИТ, остается непонятным функциональное различие компаний. Или же неожиданно возникшее стремление интернет-ритейлеров к созданию различных объединений объясняется желанием своеобразного «передела» виртуального рынка и захвата власти – для того, чтобы диктовать свои правила?
Мнения участников
Михаил Уколов, занимающий пост генерального директора Ютинет.ру, объясняет данный всплеск активности следующим образом:
«Рынок интернет-торговли достиг того объема, когда качественная работа интернет-магазинов, уровень обслуживания и степень лояльности покупателя стали настоящими драйверами роста. Мы заинтересованы в том, чтобы все игроки стали прозрачными и понятными, прежде всего, для покупателей».
В свою очередь, генеральный директор интернет-магазина «Сотмаркет» Всеволод Страх не видит четких перспектив для нового объединения. Он отметил, что "Сила ассоциации - в ее участниках. С этой точки зрения, на данный момент мы видим две ассоциации на рынке, которые реально способны лоббировать интересы отрасли – РАТЭК и АКИТ". И добавляет, что компания, которую он возглавляет, не собирается вступать в АКРЭТ: «Заявленные этим союзом цели близки к тем, что преследует АКИТ, а дублировать такие организации нет смысла».
В то же время, директор по маркетингу «Audiomania» Тимофей Шиколенков считает вполне возможным параллельное членство в обеих ассоциациях. Однако при этом добавляет, что «Цели у организаций, по сути, совпадают, и я думаю, что рано или поздно они войдут в одну большую ассоциацию и объединят усилия».
Попытки сертификации интернет-магазинов предпринимаются не только некоммерческими организациями, но и отдельными фирмами. Такие компании, как OOO «Трастед Сервис» и «Я.Есть!» в настоящее время предлагают сертификаты, которые называются «Надежная покупка» и «Я.Есть» соответственно. Идея стандартизации у всех одна, а требования – разные.
Однако, несмотря на обилие желающих раздавать и получать те или иные свидетельства, не все участники рынка настроены позитивно. Так, Андрей Хромов, руководитель компании «Аристос» (провайдер официального интернет-магазина Philips в России) заявил, что «Тысячи "серых" продавцов, составляющих сейчас доминирующую часть рынка, не планируют вступать ни в АКРЭТ, ни в АКИТ, ни в какие-либо другие отраслевые организации, а значит, и выполнять их требования и правила работы».
К чему приведут подобные инициативы, покажет время. А до тех пор, пока ситуация не прояснится, пожалуй, наиболее верное решение для владельцев небольших интернет-магазинов – держаться в стороне и наблюдать за ситуацией. Ведь сертификат, полученный вами от одного из объединений, может в скором времени потерять свою силу, - а значит, деньги будут выброшены на ветер.