Что такое краудсорсинг и с чем его едят?

11 лет назад

Краудсорсинг_3

Краудсорсинг – явление для России не новое, несмотря на его заграничное название. Под этим явлением подразумевается коллективное  придумывание чего-либо.

В наиболее общем смысле краудсорсинг можно объяснить так: это решение задач силами неопределенного множества добровольцев.

Эти задачи предлагаются неограниченному кругу людей, вне зависимости от их профессиональной, возрастной или статусной принадлежности. Участники краудсорсинг-программы образуют сообщество, которое путем обсуждения отбирает наиболее удачное решение.

Для участников:

  • Краудсорсинг-проекты являются превосходным способом реализовать себя и использовать накопленные знания. Кроме того, наиболее активные участники получают, как правило, по окончании проекта призы. Зачастую также такие проекты становятся своего рода социально-карьерным лифтом, так как дают возможность талантливым людям проявить себя.

Для компаний:

  • Этот метод является мощнейшим инструментом, позволяющим с минимальными затратами корректировать развитие бизнеса. В числе прочего он позволяет разрабатывать продукты максимально ориентированные на клиентов, ведь, по сути дела, клиенты, участвуя в краудсорсинг-проектах, сами разрабатывают продукты для себя.

Краудсорсинг_2

В бизнесе ярким примером краудсорсинга могут служить конкурсы на лучшую идею в какой-либо области, проводимые компаниями-производителями среди потребителей или сотрудников компании.

Например, в Сбербанке более 3-х лет функционирует Биржа Идей — корпоративная программа, в рамках которой каждый сотрудник может подать предложение по улучшению работы, а другие участники и эксперты помогут ему доработать идею и довести её до внедрения. Система объединяет все территориальные подразделения Сбербанка и является основой новой культуры сотрудничества. Ставка на инициативу и активность сотрудников дала весомый результат в 7 миллиардов рублей, полученных от внедрения предложений.

В октябре — ноябре 2011 года был реализован беспрецедентный краудсорсинговый проект «Сбербанк21», объединивший 120 тысяч участников из 64 стран мира. Совместными усилиями всего за два месяца были подготовлены доклады Россия-21 и Сбербанк-21, представленные участникам международной финансовой конференции «Новые технологии управления. Что изменит мир?». Материалы докладов и 15 лучших проектов стали основой для долгосрочных планов развития и легли в основу Стратегии Сбербанка на 2014-2019.

Краудсорсинг_5

Японская мебельная фирма Muji живет в основном за счет краудсорсинга. Так, на их сайте объявляется конкурс, а победившие в этом конкурсе столы-стулья-табуретки относятся к профессиональным дизайнерам, которые и решают, имеет ли смысл такую любительскую мебель производить. И производят, и продают. Без прибыли не остаются.

Самым лучшим примером использования краудсорсинга может служить… Ipad! Тем более, что в момент облечения идеи в словесную форму и слова такого умного – «краудсорсинг» - никто не знал. А произошло все так…

В 1976 году на встрече со студентами Иллинойского университета Стив Джобс и Стив Возняк задали им вопрос: «Каким вы видите компьютер будущего?». Именно из ответов студентов и появился образ того, что в будущем назовут IPad. После компании потребовалось 20 лет на то, чтобы воплотить идеи студентов в жизнь.

В настоящее время созданы десятки сайтов, программных комплексов, механизмов, обеспечивающих возможность краудсорсинга для выполнения того или иного класса задач. Некоторые из платформ краудсорсинга являются независимыми, другие спонсируются или созданы брендами.

Примеров успешного использования метода довольно много, в списке есть такие авторитетные компании как Nike, Procter and Gamble, Википедия. Однако тем компаниям, которые решат выбрать новомодное направление в работе, стоит помнить, что по мере применения краудсорсинга стали очевидны и его недостатки: рост количества бесполезных идей, спад мотивированности у привлеченных участников со временем, а также иной раз низкое качество выдаваемого продукта. Поэтому надо чётко ставить цели сообществу добровольцев и щедро их поощрять. И тогда люди обязательно поделятся своей мудростью.