5S: расставьте все по местам!

11 лет назад

5S_3Надоел бардак в офисе? Никогда не можете найти то, что нужно в данный момент? Кажется, что сотрудники не работают, а только постоянно пытаются выудить что-то из общего хаоса? Вам больше не придется терпеть подобные неудобства, если вы примените принципы 5S на своем рабочем месте!

Система 5S призвана организовать рабочее место так, чтобы оно было удобным, эффективным и безопасным. Кроме того, 5S преследует такие цели, как создание благоприятного психологического климата, стимулирование работоспособности, повышение производительности труда.

5S является базовым инструментом концепции «Бережливого производства» (Lean). Другими словами, после того, как внедрение этой системы на вашем предприятии будет успешно завершено, самое время приступать к изучению и использованию методов бережливого производства. Но для чего это нужно? Чтобы снизить затраты и потери, которые несет компания, в то время как сотрудники и руководители могут даже не замечать гигантских объемов времени и сил, затрачиваемых сотрудниками на выполнение одной задачи (а ведь это именно те ресурсы, за которые компания платит).

5S_2Полезное сокращение из восточной страны

Название 5S – неслучайно, оно означает сочетание пяти факторов, названия которых на японском языке начинаются на «С». Почему на японском? – Потому, что система 5S берет свое происхождение именно из Страны Восходящего Солнца. Итак, как же расшифровывается аббревиатура 5S?

  • Сэири - «сортировка». Подразумевает под собой пересмотр всех вещей, которые хранятся на рабочем месте, и оценку их полезности. Т. е., вы делите все предметы на используемые постоянно (крайне необходимые), используемые иногда и те, что совершенно вам не нужны. Те, которые вы используете постоянно, имеют право остаться на рабочем месте. Те, что совершенно не нужны, должны незамедлительно отправиться в мусор или на утилизацию. А для тех, что используются иногда, стоит поискать другое место, где они не будут вам мешать;
  • Сэитон - «соблюдение порядка». Этот пункт означает, что необходимо организовать хранение необходимых вам вещей так, чтобы вы всегда могли легко и просто найти их и использовать;
  • Сэисо - «содержание в чистоте», или уборка. Постоянное поддержание рабочего места в порядке, ежедневный контроль того, что хранится на вашем месте.5S_1
  • Сэикэцу - «стандартизация». Необходимо выработать определенные предписания и разработать контрольный лист, который поможет вам проверять, все ли процедуры были завершены.
  • Сицукэ - «совершенствование». Или, другими словами, - воспитание привычки. Только систематичное выполнение четырех вышеперечисленных пунктов приведет к желаемому результату, поэтому особенно важно выработать привычку.

Но система 5S – это не просто «регулярная уборка». Это философия малозатратного, или бережливого, производства, которая активно применяется в таких компаниях, как, например, Toyota.

Для чего и как использовать 5S?Система 5S призвана устранить потери, которые характерны практически для любого офиса. Всего их может быть 7. Это:
  1. Переделка и исправление
  2. Ожидание
  3. Ненужные движения
  4. Излишняя обработка
  5. Простои оборудования
  6. Излишние запасы
  7. Проверки
Для того, чтобы успешно ликвидировать все виды потерь, необходимо разработать план и строго следовать ему. Авторы книги «5S для офиса: как организовать эффективное рабочее место» Т. Фабрицио и Д. Теппинг предлагают использовать следующую схему, направленную на оптимизацию работы вашей компании: 

5S_algorithm