3 рецепта выживания отечественного бизнеса

7 лет назад

В предыдущей статье речь шла о проблемах отечественного предпринимательства. Грядущие события при подтверждении негативных прогнозов потребуют от каждого предпринимателя вполне конкретного выбора - для чего и как действовать, как жить или как умирать... Этим постом хотел подтолкнуть читателя к размышлениям об управляемом росте бизнеса, ценности стратегии развития в будущем. Да, время нам неподвластно, мы не можем узнать, что с нами будет дальше. Но если мы хотим видеть будущее своего бизнеса, нужно в настоящем ничего не испортить, отстроив мостик в “завтра”. Мы не часто над этим задумываемся, но иногда полезно проанализировать прошлое, сопоставить его с настоящим и заглянуть в будущее.Не желая вступать в стратегические изыски, и тем более вовлекать в них читателя, приведу своё личное видение, с которым можно соглашаться или поспорить. Оно таково:

 ***

Первое направление – принципиальное изменение стратегии отечественного бельевого бизнеса.Итак, вопрос стоит жестко - измениться или умереть. В традиционной парадигме роста бельевого рынка России нет места для обнадеживающей динамики, перспектив долгосрочного развития. В основном используется то, что я бы сформулировал – «лишь бы остаться в седле». Отмечу вскользь, период обслуживания интересов зарубежных компаний закончился, теперь востребованы принципиально новые подходы к развитию отечественного бизнеса.Вроде бы вполне законная стратегия, но лишь для молодого бизнеса, для стадии роста, которую уже большинство отечественных компаний прошло и находятся в совсем ином состоянии. Ну не может же взрослый человек быть постоянно в роли тинейджера, во всяком случае это нерационально.Впрочем вариантов операций на рынке могут быть сотни, но не все могут быть задействованы и логичны. Почему бы, например, не действовать по принципу: если процесс нельзя остановить, его нужно возглавить?Однако, не буду детализировать устойчивые сценарии, горизонты и перспективы, это дело каждого владельца и идеолога бизнеса. Пожалуй, это единственно ценное, чего стоит скрывать от конкурентов, для обеспечения стабильного доминирования на бельевом рынке.

 ***

Второе направление - продажа бизнеса зарубежным компаниям. Этим путем двигаются многие, некоторые компании его завершили.Для объективности замечу - далеко не каждый бизнес можно продать. И тем более – его купить. Да и есть ли чего продавать? То что многим кажется ценностью, при проведении процедур «дью джилинс» может оказаться пустышкой. Помните народное, - «Не все золото…»Ранее отмечал, что должен огорчить сторонников зарубежной бизнес-экспансии, которые уже обрадовались прогнозным сценариям распада отечественного бизнеса. Если наш доморощенный бизнес России распадется, после этого точно не наступит эра всеобщей справедливости и благополучия.

***

Третье направление придания устойчивости бизнеса – интеграционное. Его логика очевидна – если российский бизнес  в ее существующей ситуации имеет системные, нарастающие проблемы, следовательно, их можно полностью или частично устранить за счет интеграции. Как с отечественными компаниями так и зарубежными. Синергия это тот эффект, который не сбросить со счетов ни при каком раскладе.Разумеется, наиболее предпочтительный сценарий: отечественный бизнес должен доминировать в создаваемых интернациональных объединениях, по крайней мере, по началу.

 ***

Читателю может показаться, что я занимаюсь пропагандой европейско – ориентированных компаний, и заодно – недоверием к возможностям отечественных. Это не так. Каждый из вышеописанных трёх подходов имеет право на существование и может принести пользу… или не принести. Вопрос – в чёткости и осознанности поставленных целей, этапе развития компании, специфике бельевого бизнеса, зрелости вашего коллектива, и в конце концов просто личной позиции руководства.
Выберите, что вам больше по душе. Ну, и полезнее, конечно…