Выживет ли региональная торговля бельем. Мульти против монобренда

6 лет назад

Как же глубоко вбили в головы региональным предпринимателям – противопоставляя независимую розницу организованной и сетевой. Интересно, кому это надо было?Однако, на мой взгляд логичнее обсуждать вопрос, не тот который часто выносится «идеологами» на повестку дня – кто кого одолеет - организованная сетевая розница или независимый бельевой ритейл, а необходимо рассматривать совсем иной аспект. Ведь с точки зрения приоритетов, покупателю и дела нет до того, кто владеет той или иной торговой площадкой. Давайте договоримся раз и навсегда – потребитель идет за товаром, сервисом, а не за  форматом торговли и тем более формой собственности бизнеса.Вернее было бы ставить вопрос совершенно по другому – какие шансы у мультибрендовых бельевых торговых площадок и монобрендовых на различных территориях, мегаполисах и провинций? И в этом суть.
Давайте сразу примем, что бизнес-модель не может быть одинаковой по определению в крупных городах (от 500 тыс. жителей) и средних и мелких городах (от 50-200 тыс. жителей). Что ждать бизнесу от небольших городов  в 100-250 тыс жителей. Это лакомый кусок - в них проживает кстати – 42,5%, до 500 тыс – 55% населения России (по последней Всероссийской переписи населения 2010 г).
 

***

С большой долей уверенности можно сказать, что в крупных городах уже доминируют каналы продаж, характерные для мирового ритейла: сетевой ритейл, массовый – гипер и супермаркеты. Эта тенденция неплохо оформилась и стремительно развивается. Здесь уместно было бы заметить, что чаще всего доминируют монобрендовые сети, поддерживаемые производителями или их аффилированными структурами.В СМИ, даже весьма профессиональных чаще всего ставят крест на перспективности мультибрендов, утверждая, что у этого формата нет абсолютно никаких перспектив. Я бы резонно возразил, даже готов аргументировать - в небольших городах бельевой монобренд проигрывает мультибренду - бесспорно.Очевиден факт, что монобрендовая розница не в состоянии обеспечить такой широкий спектр предложений. Монобренд за редким исключение очень плохо адаптируется к местному рынку. Оказывается слишком узким любое бельевое предложение, не в состоянии обеспечить рентабельный бизнес c удовлетворительной оборачиваемостью на малой численности населения.1. Если говорить о мультивыборе архиважным выступает структурированность бельевого предложения и покрытие ЦА. Причем как ценовым предложением, так и возрастным, гендерным и категорийным.Чем разнообразнее, больше вариантов белья предоставляется для выбора – тем с точки зрения потребителя лучше. Однако, мультибрендовости характерна меньшая маржинальность на закупке, которую всегда стремятся отыграть на последующем этапе – этапе продаж. Если не удается, сильно теряют в доходе, своей и без того небольшой прибыли. Обратите внимание на этот факт – это важно! 2. Мульти-стратегия в управлении ассортиментом и внутренняя логистика должна совершать чудеса, поражая своей скоростью доставки и сервисом при выполнении любых прихотей потребителя. Безошибочностью и невероятным режимом обработки товарных потоков при максимальной экономии, без наращивании остатков.Каким образом этого достичь? Если традиционные оптовые структуры безнадежно устарели (а в регионах тем более) и существенно тормозят развитие торговли. Добавляя к цене товара свою немалую прибыль и неповоротливость. Да и западные бренды  часто отказываются от сотрудничества с российскими партнерами и входят на наш рынок самостоятельно, перекраивая его на свое усмотрение весьма серьезно. 3. Информационные технологии. Не верите? Удивлены? Практически уверен, эволюция мультибрендовой розничной торговли может произрастать только на этой современной почве.  Покупательское поведение меняется: на людей все больше влияет социальное окружение.Приоритетным каналом для клиентов, конечно, остается интернет. Важность наличия сайта признают все покупатели, независимо от региона. Похожие оценки получило взаимодействие с клиентами при помощи видео-приложений, электронной почты. Продолжают набирать популярность социальные медиа, мобильные приложения и киоски внутри магазинов.Разумеется, подобное развитие могут обеспечить далеко не все, потребуется внедрять совершенно другие технологии, дорогостоящие  и требующие мастерства. Помните, с пяток лет назад все лишь посматривали на 1С, теперь это уже учетные технологи де-факто для самого небольшого предпринимателя. То же самое произойдет с медийными технологиями. Но они «по зубам» лишь крупным компаниям.

***

 Итак, подведем итоги. Если ваша задача  — создание устойчивости и надежности бизнеса, их может обеспечить только масштаб бизнеса. Потребность в эффекте масштаба подтверждается  и растущей конкуренцией в среднем и эконом сегментах.Средний сегмент в отличие от люкса ориентирован не на избранность, а напротив – на массовость. И в основном, продажа в регионах будет через мультибрендовые ритейловые сети, зачастую развивающиеся в рамках, например, франчайзинга. Таким образом, для выживания в старом мире и процветания в новом необходимо: иметь гибкую мультибрендовую бизнес-модель, обеспеченной эффективным ассортиментом, отличной логистикой и информационной поддержкой. Если этого невозможно обеспечить самостоятельно, в одиночку. Тогда как минимум, пожелаю надежного Партнера-франчайзи.