Наш хит-парад № 22. Хронические болезни продавцов в вашем магазине
12 лет назадАнатолий Васильев
Хорошо известно, что люди иногда болеют. А болеют ли наши продавцы в магазине, да еще коллективно инфицированно? Еще как... Вот амбулаторно и проводим наш очередной Хит-парад самых хронических болезней продавцов на торговых площадках. Спросите, встречаются ли подобные инфекции и у "Парижанки"? Разумеется, симптомы и последствия характерны для всех, и мы не исключение. Вопрос, есть ли лекарства, выработался иммунитет? Да.Итак, на 5 месте болезнь - «Пофигизм» хронический Помните? Пассажир вбегает в городской транспорт и думает только о том, как бы побыстрее добраться до своей остановки. Его не волнует НИ-ЧЕ-ГО! Нет для него никаких проблем: ни состояния и комфорта находящихся рядом пассажиров, ни специфики маршрута следования, ни поведения водителя. Подобная ситуация типична не только для автобуса, но и для бригады продавцов - временщиков. "Случайный пассажир" не научится премудростям торгового дела, ничего знать не хочет о товаре , ни о репутации магазина. Опасная, я вам скажу, позиция - «лишнего пассажира» в магазине. Когда продавец-консультант эмоционально не включается в продажи или работает отстранено, без «огонька» и души. Наплевательская, ни к чему хорошему не приводит и в принципе привести не может. Сталкиваешься с показной заинтересованностью или и того хуже - полным равнодушием, черствостью.На 4 месте болезнь: «Своя рубашка ближе к телу» или каждый за себяКаждый работает только на себя, коллективный успех никого не волнует. Да и нет никого коллектива, есть вокруг конкуренты. Или того хуже действует «Закон джунглей». Ни поддержать друг друга, ни помочь… Спорный индивидуальный «выигрыш» в магазине, без должного энтузиазма и содействия. Надо сказать, что на этой почве неприязи может возникать моббинг – если по-иностранному, или «дедовщина» – если по-русски.Правда, совсем не исключено, что на самом деле ваши продавцы - профессиональные и энергичные люди, которым не хватает главного – общего стимула к более эффективной работе. Чаще всего энтузиазм у людей пропадает именно по этой причине, и наша задача - ее устранить.На 3 месте болезнь: «Много умных, мало старательных…»Не правда ль, знакомая картинка. Как поумничать, так рот не закроешь, а как рутинная работа или поработать в выходные так с фонариком не найдешь… Отличительная черта - грязно и бардак на рабочем месте, так оно и понятно – не царское это дело.Но коллектив продавцов может быть и заложником ситуации подогреваемой работодателем: наказуемо и бездействие, и чрезвычайно активная, но небезошибочная работа.На 2 месте болезнь: «Один за всех, и все… ни за кого»В любом коллективе появляется «козел отпущения», он старательно может вкалывать. Другие же наблюдать и мило подбадривать, расслабляются, считают, что все равно не смогут конкурировать со «звездой», и оставляют этому человеку все поле работы. Опасность ситуации состоит в том, что один человек готов все делать за всех, радуясь, когда окружающие признают его превосходство. И вот он заболел... или уволился... Представьте себе на секундочку.В конце концов, эти «ударники» чувствуют себя очень неуютно и не могут долго эффективно работать, когда остальные не выкладываются на общий результат. Болезнь прогрессирует, часто вспыхивает немой протест или громкий конфликт. В итоге никто не выигрывает, все ищут новое место работы…Действенным для сплочения становится внушаемый подчиненным страх - но не перед наказанием, а перед последствиями невыполненных планов. Как правило, продавцы тут же мобилизуются. Это заставляет одних мобилизоваться, других уйти, что только укрепляет корпоративную культуруНаконец, сегодня ПЕРВОЕ место делят сразу 2 болезни: «Казнить нельзя помиловать» и «Большая семья» Вирус А: «Казнить нельзя помиловать» Все виноваты кроме них. ... Погода, конкуренты, покупатели, цены, товар и даже расположение звезд на небе. Часто царит недружелюбная и напряженная атмосфера, продажи идут медленнее и медленее, поскольку масса времени уходит на выяснение отношений. Игнорирование иной точки зрения, «варится в собственном соку» и упускать важные для работы моменты – фотография коллектива. Требующий руководитель рискует оказаться «на разных берегах» со своим персоналом, в итоге получит команду продавцов-статистов. Руководители не должны позволять садиться себе на шею, нужно открыто заявить, что у них не получится манипулировать мнением в собственных целях. Вначале патология может быть не столь очевидной, но с развитием «болезни» и увеличением шума «возмущенных» последствия обязательно дадут о себе знать. Поэтому с такими продавцами, которые ни к каким аргументам не прислушиваются лучше расставаться.Однако, иногда руководители, требуя блестящих, подчас недостижимых показателей работы, в результате не получают почти ничего. В такой ситуации продавцы постоянно виноваты, чувствуют себя неуютно и не могут эффективно работать. Вирус В: «Большая цыганская семья» или заклятые друзьяДружба - это класс!!! Вопрос только - против кого дружим? Вопрос в том, куда может завести такое внутрикомандная сплоченность? К высоким результатам или покрытию и замалчиванию внутренних проблем? Ведь прикладываются большие, если не огромные совместные усилия, но не в том направлении. Команда может отмазывать своего члена или оправдывать свои грехи и ошибки. Дружный хор солистов пытается замаскировать какую-то свою оплошность, смягчить реакцию руководителя на свои ошибки. Все кто против них – враги и неприятели. Даже если это вы, работодатель. Подобная аномалия чаще проявляется в излишне общительных бригадах продавцов, с сильным неформальным лидером.С другой стороны, и в этой ситуации есть свои «интересные моменты». В конце концов, они разругаются так, что команда превратится в поле боя и совместная деятельность станет невозможной. И тут такое начинается… Но это к бизнесу не имеет ничего общего... кроме печального результата по выручке магазина.