Ценник - юридические аспекты

12 лет назад

Ценник – казалось бы, такая маленькая бумажка, но такая важная. Как правильно оформить информацию о товаре и его стоимости? О чем должен говорить ценник клиенту?Ценник является таким же официальным юридическим документом как и договор купли-продажи. Реквизиты ценника в магазине непосредственно связаны с интеллектуальным правом собственности на товарный знак. Отнестись к составлению маленькой бумажки стоит столь же серьезно. Существуют Правила продажи отдельных видов товаров (утв. Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 5519), в которых точно и ясно прописана процедура оформления ценника. Итак, на всякий случай публикуем выдержку из вышеупомянутых Правил о том, как должен выглядеть ценник на не продовольственные товары, в том числе в бельевом магазине:
«наименование товара, сорт (для товаров, имеющих сортность), ценуза килограмм, литр или штуку;для мелких штучных товаров (парфюмерия, галантерея и т.п.) -наименование товара и цену.…Ценники на все виды реализуемых товаров должны быть завереныподписью материально ответственного лица или другого должностноголица, на которое возложены обязанности по формированию цен.На ценниках и вкладышах все реквизиты должны быть нанесены четко,разборчиво, без исправлений обозначенных реквизитов, штемпельнойкраской (штампом), чернилами или пастой.»
Так же, желательно указать страну-производителя и дату поступления товара в продажу. Какой выбрать цвет, шрифт, графическое оформление, дополнительный декор виде пластмассовых рамок – решать вам. Единственное законодательное требование: единое оформление и четкая актуальная информация о товаре (п.19 Правил продажи отдельных категорий товаров). Не допускается изменение ценника вручную.Делаем вывод, ценник должен содержать:
  • Наименование товара
  • Сорт товара
  • Единица измерения товара
  • Цена за единицу
  • Подпись материально ответственного лица и печать организации
  • Дата оформления ценника
Если на бумажке не стоит подписи ответственного лица или печати организации, бумажка ценником не является – это грубое нарушение, за которое существует административная ответственность. Штраф за несоблюдение правил оформления ценников для юридических лиц составляет от десяти до тридцать тысяч рублей (ст. 14.15 КоАП РФ).Согласно статьи 495 гл.30 Гражданского кодекса РФ: «… Если покупателю не предоставлена возможность незамедлительно получить в месте продажи информацию о товаре, он вправе потребовать от продавца возмещения убытков…»В принципе, узнав на кассе, что товар стоит дороже, чем указано на ценнике, клиент в праве потребовать продать товар по той цене, которая была известна первоначально. И дай Бог, чтобы ни кто из покупателей не потребовал с вас ущерб за дезинформирующие ценники.Кто может проверять?Выявить и, главное, наказать за несоблюдение правил оформления ценников может только государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителя! Обратите на это особое внимание. Налоговая служба имеет право оштрафовать за отсутствие ценника как такового, но не за его внешний вид (Письмо Госналогинспекции по г. Москве от 28.08.97 N 11-13/20534 "О применении контрольно-кассовых машин (ККМ)").  Неправильное оформление ценника и его отсутствие – два разных нарушения, и санкции за них предусмотрены разные. Будьте внимательны и следуйте букве Закона.