Три вопроса на $1 000 000

13 лет назад

В жизни и бизнесе есть вопросы, на которые ответы лежат на поверхности, а есть такие, которые "висят" в воздухе и как не подступаешься, решение их остается неочевидным и недосягаемым. Таких своих "вопросиков" у каждого предпринимателей, как скелетов в шкафу, но есть и те - особенные, жгучие, тревожащие, которые касаются нас всех. Вот о них сегодня и речь.

На днях получил письмо с жизненно важными, как я оцениваю, вопросами от Михаила Уварова, издателя и главного редактора нашего профессионального журнала "Белье и колготки".

"Хотелось бы понять, что сейчас происходит на рынке белья и колготок, чтобы приготовиться к перипетиям судьбы.  Без вас - представителей розницы -   этого не сделать. Только сообща мы можем разобраться. Я рассылаю вопросы все знакомым, чтобы совместными усилиями докопаться до истины.

Исходные данные следующие.

  1. На рынок поступает все больше товара. Это и совершенно новые марки, и старые поставщики и производители. Все в один голос говорят (и я им верю) о росте отгрузок, объемов (пока не продаж). Это не 10-15%, а на уровне 40-50% по отношению к прошлому году. Вспомним, что розница потеряла в 2009 году процентов 40-50, так как, испугавшись кризиса, покупатели сократили свои траты.

  2. Уровень доходов населения не растет или растет незначительно. Это так или нет? Бюджетники и пенсионеры, может, и получили прибавку, но не столь значительную, чтобы это отразилось на покупательной способности – инфляция и рост тарифов съедают часть бюджета. Или я ошибаюсь?

  3. Как вы оцениваете ситуацию у себя в городе? Есть ли эти «ножницы»? Вы заметили изменения в поведении покупателей? Не захлестнет ли волна поставок «вялый» рынок? Обоснован ли оптимизм поставщиков и производителей?

Вот такие вопросы. С уважением, Михаил.

Если вопросы сформулировать совсем коротко,  - возможна ли подобная динамика бельевого бизнеса в этих невнятных экономических условиях? Так ли это, или это все же самообман?

Не скрою, с глубокой озабоченностью принял предложение Михаила изложить точку зрения на рынок, без особых претензий на истинность и глубину анализа.

Итак, на первый вопрос допустил бы две возможных версии оценки событий: - "верю-не верю".

Версия "Не верю в рост"

1. Восполнение товарного запаса. Вполне возможно происходит компенсация ранее растраченных запасов. Известно, что 2009 год многие компании "проживали" на сбыте ранее накопленного докризисного товарного задела, закупки были весьма ограничены. В результате логично восполнение товарного запаса, объемом вновь размещенных заказов, может превращаться в мнимый рост. А в итоге подогреваемая иллюзия, как инфекция, передается всем: вплоть до производителей белья и фурнитуры.

2. Перекосы в ценах и ценовой политике. Так или иначе, стоимость товара (например, комплекта белья) выросла, сравнение в суммовых величинах  некорректна по определению, часто оценивают различные периоды времени, необходимо сравнение в формате "like to like". Возможен вариант появления большей маржи при продаже товара с низкими закупочными ценами, поставленными ранее, но по новым, более высоким розничным ценам. Помним, как росла валюта, потянув за собой цены, правда, последующее снижение не у всех дистрибьюторов скорректировало закупочный и розничный уровень цен.

3. Промахи учетной политики. Доклады и отчеты соответствующих служб искажают формирование мнения первых лиц компаний. "Котловой" способ учета бюджетов, закупок, невнятный контроллинг во многих компаниях может подводить к такому ошибочному мнению. Например, в 2009 г. - начала 2010г. искусственно поддерживались низкие цены производителями белья, чтобы загрузить технологические мощности, снизилось давление аренды ТЦ, расходы сокращались и оптимизировались, временно выросла доходность операций, не коснувшись рентабельности продаж. Не агрегированные отчеты по всем статьям деятельности часто вводят в заблуждение руководителей.

Версия "Верю в рост"

1. Экстенсивный  рост. Собственно, безоглядно-экстенсивный  рост возможен и в условиях кризиса. Авантюристу кризис не помеха! Для этого была масса предпосылок: освобождались места в ТЦ, банки давали кредиты после первой оторопи, на рынке труда была избыточность персонала с хорошим потенциалом. Инициация действий была на фоне упорного подбадривания СМИ, декларирующих лозунг - "кризис время новых возможностей.." Кто-то пребывал в состоянии зомбирования, поддаваясь неоправданному искушению использовать шанс, не учитывая опасного послекризисного синдрома,перспектив и состояния бизнеса.

2. Интенсивный рост. Кто-то рыночную ситуацию использовал  грамотно, тесня сжавшихся и неуверенных конкурентов, гарантируя продуманной политикой интенсивное развитие бизнеса. Например, включая новые технологии, ресурсы: новые марки, перспективные каналы сбыта, расширение товарных категорий и пр.

Последующие пара лет все расставит на свои места.

Вопрос 2. Нет экономических предпосылок для роста потребления. Особенно, таких, как официально заявлено правительством РФ, и как неофициально, в беседах декларируют бельевые компании. Много сомнений именно в заявленных процентах роста в формате "like to like". Потребитель мог вернуться к активному потреблению, но явно не в таких масштабах.

Вопрос 3. Вполне возможный рыночный сценарий - не соответствия прогноза поставок и реальной потребности рынка. Оценить не берусь, просто нет объективных данных. Но любая компания может попасть в эту ситуацию, особенно, если не сбалансированы каналы продвижения, нет альтернативных или резервных сбытовых мощностей. В этой ситуации трудно говорить об оптимизме или пессимизме. Полагаю, эти состояния психики должны уступить место трезвому расчету, хорошо продуманным математическим моделям и их постоянной корректировке. Так что "капитанам бизнеса" расслабляться не приходиться.

Вот такие вопросы и такие ответы.

Предлагаю всем Читателям подключиться, дать свои оценки и ответы на вопросы поставленные уважаемым Издателем.

Не оставайтесь безучастными, ведь человек, плывущий по течению, следящий лишь за ближайшим поворотом его дел, не способен понять суть ни бизнеса, ни жизни.

Спасибо.

Анатолий.

P.S. Надеюсь, что массу разносторонних мнений прочитаем в новом номере журнала "Белье и колготки". С нетерпением ждем издания.