Об "обнадеживающем" росте рынка и перспективах роста модного бизнеса
15 лет назадАнатолий Васильев
В СМИ часто встречается информация об обнадеживающем росте рынка и перспективах роста модного бизнеса, в частности, бельевого. Особенно, в последнее время. По результатам исследования российского рынка нижнего белья, проведенного ITMM Гбх с июля по октябрь 2005 года. (Данные представлены компанией IGEDO COMPANY, журнал «Модное белье» №21). Приводятся следующие оптимистические прогнозы: « Объем российского розничного бельевого рынка составляет около 800 млн. евро и ожидается рост на 20-30% ежегодно». Аналогичные прогнозы публикуются и по другим модным рынкам. Откуда же такая эйфория? На основе каких фактов делаются подобные заявления?Какие же стимулы могут обеспечить развитие рынка на уровне заявленного?Есть сомнения, что подобные оценки и прогнозы являются объективными и строятся на анализе действительного состояния экономики России. Наоборот, есть основания считать, что темпы роста существенно снизились, и основной причиной стала, как часто принято считать, не обострившаяся конкуренция между операторами модного бизнеса, а не что другое...У пессимистов роста рынка есть аргументы, с которыми приходится считаться, так первые «звоночки» о проблеме раздались в 2005 году, количество их постепенно переходит в колокольный звон. Одно закрытие обувной сети «Ж» чего стоит, а ведь многие компании подобные события в своей бизнес-истории не комментируют, неудачи не афишируются и проходят тихо без огласки. За кадром остается самое важное - поведение рынка и его реакция.Наши расчеты и исследование ситуации на российском рынке показывают, что экономических стимулов для роста рынка практически нет. А прогнозы и планы торговых компаний с обнадеживающими темпами роста товарооборота, действуют успокаивающе разве что только на самоуверенных топ-менеджеров и собственников бизнеса.Оборот розничной торговлив марте 2006г.составил 653,1 млрд.рублей, что в товарной массе на 10,4% больше, чем за соответствующий период предыдущего года, в I квартале с.г. - 1835,7 млрд.рублей и больше на 10,2%. (Источник: данные ГКС). Таким образом объем розничного рынка России в 2006 года составит около $262 млрд.Ну а что же доходы потребителя? По данным Федеральной службы статистики, за первые три месяца 2006 года реальные денежные доходы населения выросли на 8,3%. Оптимизма добавил недавно и Всемирный банк, который признал Россию государством с "высокими средними доходами". То есть россияне всего на одну ступеньку отстают от развитых стран. Но наше население усредненной статистике не верит.Эксперты Всемирного банка считают, что на одного человека приходится $3400 в год. Поэтому россияне попали в страны с "высокими средними доходами" ($3255—$10 066 на душу населения в год). Выше только развитые страны. Оценивалась ситуация по 2004 году. К настоящему времени средние доходы в РФ выросли до $4403 в год на человека. Но с учетом того, что примерно каждый пятый россиянин (около 20%) живет за чертой бедности, картина общего благосостояния как-то не складывается.Оценим возможности российского рынка со стороны главного элемента – потребителя. Со стороны его финансовых возможностей, его бюджетных ограничений и предпочтений, которые формируют и обеспечивают динамику развития рынка. Главной причиной изменения темпа роста потребительского рынка является - изменение бюджетной структуры. Происходит существенное перераспределение бюджета в соответствии с новой ситуацией и потребностями, а это в первую очередь вызвано следующими тенденциями:
- переносом потребительских акцентов с одних рынков на другие, например, с товарных рынков на финансовые;
- появление новых привлекательных рынков и предложений;
- увеличившаяся доля затратных статей в бюджете, как социальных платежей (налогов, сборов, квартплат, аренды и пр.), так и оплаты первоочередных нужд и потребностей (питание, проезд, образование и пр.).
- Активно кредитуются покупки по наиболее заметным программам как 100-процентный кредит, рассчитанный на покупателей бытовой техники в сетевых магазинах. Помимо снижения первоначальных взносов или вообще отказа от них, к развитию программ кредитования привело также и увеличение лимитов по кредитам со снижением средней процентной ставки.
- В секторе экспресс - кредитования банки начинают выдавать кредиты без первоначального взноса. В большей степени это касается автокредитования. Сейчас из десяти автомобилей, проданных в кредит, семь приходится именно на экспресс-кредитование. По итогам 2005 года российский рынок автокредитования оценивается в $4,5-5 млрд.
- По данным исследования, проведенного специалистами Хоум Кредит энд Финанс Банк общий рост объема рынка потребительского кредитования с июня 2004 г. по июнь 2005г. составил, по данным банка + 475%.
- Рынок потребительского кредитования стремительно растет, банки обеспокоены резко увеличившимися не возвратами населением заемных средств. Не возврат кредитов приближается к критической величине и за четыре года вырос с 1% до 4%. Количество «жертв» кредитной экспансии растет.
- По данным Центра развития объем потребительского кредитования в России составил в 2005 году $20 млрд. Если принимать во внимание, что розничный рынок России в 2005 году по данным ГКС составил около $230 млрд. Это означает, что около 9 % товарооборота розничного рынка было создано за счет привлечения кредитных средств. В прогнозах банков уже в ближайшие годы увеличение объема кредитования в 2-2,5 раза.
Рис. 2. Динамика объемов и тренд потребительского кредитования
(в % к объему ВВП)
Эту ситуацию можно рассматривать по-разному. С одной стороны - при кредитовании у потребителя появляются дополнительные средства, что соответственно расширяет возможности товарного рынка. С другой стороны – кредитование в большей части носит целевой характер, ориентированный на крупные и особо крупные приобретения. Кроме того, кредитование подразумевает последующий возврат заемных сумм, значительно ограничивая население в потреблении мелких услуг и товара в течение длительного времени. Потребительский бюджет в этом случае нацелен на первоочередное погашение кредита, отнимает значительную часть дохода заемщика, меняя его традиционное распределение в перспективе. Распределение кредитного ресурса представлено на Рис.2Рис. 3. Предпочтения заемщиков в процентах от суммы кредитов, взятых в 2004 г. (Источник: www.basegroup.ru)2.Ипотечное кредитование - весьма перспективный и стремительно развивающийся банковский продукт. Ипотека «разогревает» рынок недвижимости, у населения появляется соблазн участия в нем, причем не только той части населения, которая не имеет жилья, но и другой, которая уже является собственниками недвижимости. Привлекательность этого рынка заключается в невиданных темпах роста стоимости жилой и коммерческой недвижимости в РФ. Ипотечное жилищное кредитование надолго привязывает заемщиков к банку, снижая его текущую платежеспособность. В течении длительного времени (20 лет и более) потребитель «выходит из игры», экономя на очень многом.- Ипотечных жилищных кредитов на 1.01. 2005 г. предоставлено на сумму 18,5 млрд.руб. (Данные Госкомстата России, www.gks.ru) Объем выданных ипотечных кредитов за 3 года увеличился в 20 раз!
- Вложения в приобретение недвижимости населения в 2000 году составило 47,7 млрд. руб, а в 2004 году уже 255, 2 млрд. руб. рост + 535%.(Данные Госкомстата России, www.gks.ru)
- В 2006 году объем депозитов вырастет на 800 млрд. руб и превысит планку в 3 трлн. руб. Россияне отдали банкам более $100 млрд. Ежегодный рост вкладов будет находиться в пределах 28-32%. (Источник: «Национальный банковский журнал» №26 март 2006 г.). Причина такого роста – укрепляющееся доверие граждан к банкам в результате страхования вкладов и укрепления рубля. Если ранее процесс накопления происходил неорганизованно и без особого энтузиазма, при этом аккумулировались в «кубышке» значительные свободные средства у населения, которые могли быть потрачены на различные покупки.
- Наращивание темпа инвестиций населения, например, на рынке ПИФ происходит значительными темпами: январь 2006 г. - 2,6 млрд.руб, февраль – 4,2 млрд.руб, март – 5,6 млрд.руб, (Источник: журнал «Эксперт», май 2006г.). С начала 2006 года вложения населения в ПИФы вдвое превысили прошлогодний показатель. Так, показатель за апрель 2006 года превысил прошлогодний в 6 раз!
- Объем кредита в сегменте розничных продаж сотовых телефонов составил 5,5% от всего объема потребительского кредитования в России. (Документ: «Состояние рынков розничных продаж услуг сотовой связи в России и предварительные результаты работы компании ЕВРОСЕТЬ в 2005 году»).
- В 2005 году на выездной туризм россияне потратили около $14 млрд., сообщают "Новые Известия". Таким образом, только в прошлом году рост составил 24%, чему не помешал даже временный спад туристической активности из-за цунами в Юго-Восточной Азии.
- Объем розничных продаж парфюмерии и косметики составил в 2005 г. – около $7 млрд.
- По результатам исследований агенства Magram Market Research число приверженцев здорового и активного образа жизни в России продолжает расти, оборот российского рынка фитнес-услуг ежегодно увеличивается на 40 процентов. По оценкам объем российского рынка фитнес-услуг сейчас достиг $600 млн.
- Новые форматы розничной торговли (АШАН, МЕТРО, Эльдорадо, Пятерочка и пр.) внедрение иной культуры потребления. Сверхактивное стимулирование продаж сетевых торговых структур, дискаунтеров, как продовольственных, так и промтоварных категорий.
- В 2005 году темпы роста отечественной туристической индустрии почти втрое замедлились и составили всего 23,5% против 66,7% в 2004 году. (Источник: www.ratanews.ru/news)
- Российский косметический рынок в отличие от 2004 года, замедляет свой рост, прибавив в 2005 году всего 12,9%, тогда как в 2004 году отрасль выросла на 24%. По прогнозам компании ЭМГ "Старая крепость" в 2006 году рынок прибавит всего 12% . Прогнозируется 2-кратное снижение темпов роста.
- В конце прошлого года столичные операторы индустрии развлечений почувствовали, что и их рынок близок к порогу насыщения. О постепенном насыщении рынка, говорит и тот факт, что сейчас уже не всякий кинотеатр и не во всяком месте может быть прибыльным. В качестве примера приводятся недавно закрывшиеся кинотеатры в торговых центрах «Охотный ряд» и ГУМ. (КоммерсантЪ /Мониторинг СМИ, 24.02.2005)
- Компании, продающие сотовые телефоны, подвели итоги первого квартала 2006 года и отметили, что этот рынок принципиально изменился. Судя по всему, начали сбываться прогнозы и о его насыщении. Например, компания «Евросеть» опубликовала отчет о розничных продажах мобильных телефонов – объем рынка по сравнению с 2005 годом по количеству проданных аппаратов снизился на 16,7%. Насыщенность рынка, по прогнозам Мининформсвязи, может привести к падению роста рынка до 5-6% по сравнению с предыдущими годами в 15-20%. Согласно расчетам специалистов, ежегодный прирост объема доходов от услуг сотовой связи в 2007-2008гг. ожидается на уровне 20 млрд. руб., тогда как в 2005 году он составил 70 млрд. руб.