Тятя! Тятя! Наши сети притащили ... (часть 1)

13 лет назад

Опубликовано в журнале "Белье и колготки" №27\2010

Сначала хочу привести любопытное письмо, которое подтолкнуло меня написать и «объясниться».

«Анатолий, на сайте www.parisclub.ru появляется много информации о розничных сетях и работе с ними. Обычно наши традиционные «бельевые» источники информации не описывают и не включают в свое содержание динамику развития такого конкурента, как сети и гипермаркеты. По-вашему, это что? – упущение или нежелание видеть тенденции. Из ваших статей понял, что не считаться с ними уже нельзя, а по их присутствию в нашем городе очевидно – это уже не детские шалости. Дмитрий, Уфа»

Отвечу сразу  на второй вопрос: почему наши отраслевые СМИ эту тему не раскрывают? Вижу две принципиальные причины: патологическая закрытость информации в сетях и большая трудоемкость аналитической работы. Могу добавить и тот факт, что эти каналы сбыта не входят в «избранную плеяду» возможных рекламодателей, а значит, и интерес к сотрудничеству естественным образом у профильных СМИ угасает.

Переходя к сути вопроса, скажу, что международные и национальные сети − крупный и прекрасно организованный игрок на российском рынке. Динамика развития, даже кризисного периода, впечатляет. Оказалось, что кризис им не помеха, а скорее «попутный ветер».

Эти сетки уже не детки...

На заре построения рынка в РФ можно было пренебречь незначительной величиной сбыта и  влиянием на весь рынок в целом сетевого розничного бизнеса. Тогда формально его просто не было. Времена изменились, сетевой бизнес сильно трансформировался, более того − уже не локализован, как ранее, исключительно только в Москве и Санкт-Петербурге, траектория развития явно прослеживается за пределами российских городов-миллионников.

По итогам 2009 года самым быстрорастущим каналом  розничной торговли товарами повседневного  спроса стали гипер- и супермаркеты. Данные регулярной переписи торговых точек (ТТ), проведенной Nielsen, свидетельствуют, что прирост по количеству ТТ в этом сегменте розничного рынка достиг 12,6% на уровне национальной городской России. В 24 крупнейших мегаполисах рост канала составил 5,1%, а наибольший вклад в 2009 году внесли малые города, где крупные ритейлеры активно наращивали свое присутствие. В то же время традиционная торговля постепенно сдает свои позиции в крупных городах, открытые рынки продолжают сокращаться (количество ТТ по продовольственным товарам снизилось на 10%, по непродовольственным − более чем на 12%).

Кому-то подобное заявление покажется жестким, однако неучет вклада в общий бельевой рынок  быстро и, главное, стабильно прогрессирующих операторов сводит на нет ценность заключений «аналитиков», претендующих на полноценный и всеохватывающий анализ. Закрыть  глаза на присутствие сетей, не рассматривать их вклад в общую копилку «удовлетворения потребностей» − значит девальвировать собственные знания о рынке белья в целом.

Ограниченность  в подобном подходе – узость кругозора и маркетинговая слепота. Для некоторого «точного анализа» (не буду указывать источник во избежание антирекламы) характерно как бы не заметить, опустить сбыт через гипермаркеты, международные и национальные сети. Вот бутики – круто, есть что помусолить, о чем гламурно порассуждать…

Совсем не забавляет, что в подобную «статистику» вообще не включается более половины  сбыта белья. Это та огромная часть товара, ранее покупаемого на вещевых рынках (до 60−65%), а теперь все чаще в сетевых структурах. Так что от новых каналов сбыта − сетевых, демонстрирующих  устойчивый рост и расширение интереса к различным товарным категориям, – не отмахнешься, это факт очевидный.

Глобализация  подтвердила свое право на жизнь, даже в условиях кризисного рынка  крупный бизнес имеет больше шансов на стабилизацию и устойчивость. Никто  из нас не забыл, кому в первую очередь помогало наше государство (да и не только наше), кому во вторую, а кому помогать никогда и ничем не собиралась. Вы, коллеги, в каком списке? Получается, что вопрос доминирования международных и национальных торговых сетевых структур − лишь дело времени.

(Продолжение следует)