Спасение в отсутствии брендов?

9 лет назад

Казалось бы уже трудно удивить самого себя, и возраст уже не тот, и много видано-перевидано...

Но чувство удивления не перестает покидать во время всего пребывания в Китае. И это, замечу, не первый раз.

Одной из причин, полагаю, моя память и впечатления о первых знаниях об этой стране. Кто-то открывал эту древнейшую страну в туристических турах, кто-то в первых челночных поездках за "уникальной" мануфактурой перестроичного периода и развала СССР.

Я же, наоборот, защищал рубежи этой нашей бывшей страны от страны, которая теперь невиданно прогрессирует, удивляя всю цивилизацию. И меня, естественно, тоже.

Политинформации (уроки) замполитов (напомню, была такая должность, - комиссары ХХ века) глубоко въелись в мозг советского офицера-пограничника. Утверждалось и упорно навязывалось, в начале 80-х годов в Китае, только один продукт был не по талонам - капуста, потребление всего остального было жестко ограничено и регламентировано.  Прошло 30-лет, ... с "капустой" в Китае все также замечательно, даже стало еще лучше, чего не сказать про мое новое государство - РФ.

Так вот, возвращая память из блужданий в далеких воспоминаниях, становится даже не обидно, становится больно... Хорошо, не буду более о гражданской позиции, как говориться - "ничего личного, только о бизнесе".

Итак, посещение 107 Кантонской выставки было скорее вынужденная мера, чем обязательная. Ну, уж очень агрессивно настаивали партнеры, чтобы одним махом накрыть массу наших проблем, встретиться в одном месте сразу с несколькими производителями. Что удивило? Удивило многое, даже очень многое. Но обо всем по порядку.

Я не буду напоминать о их ядерной программе и Пекинской Олимпиаде, космическом прогрессе и передовых инновациях. Я о Моде и уровне производства этой самой Моды.

Досужие разговоры о качестве и креативе китайского товара - любимые темы апологетов и защитников европейской исключительности в промышленности лопаются как мыльные пузыри. Тихо, но с брызгами. Персонал маленького китайского роста быстро учиться и уже не столько копировать, и наращивать свое преимущество, но и им искусно пользоваться.

О что пишут СМИ? Можно упрекнуть лидеров страны Драконов,- население не демонстрирует европейский рост и российскую стабильность в потреблении. А вдруг это и не главное?

***

Удивительно, но в мире моды Восток не вырастил практически ни одного бренда. А в белье тем более. Но и на это можно смотреть под разным углом зрения.

С одной стороны, кто бы спорил, что брендирование является мощным рычагом воздействия на потребителя. Через его память и прошлые ощущения в опыте применения. Выделиться в настоящее времечко по другому или сложно, или совсем невозможно.

С другой стороны, отсутствие брендов не сковывало в маневре и в производстве производителя из Поднебесной. Да, шили сначала барахло, потом барахло , но уже лучше... Теперь набив шишки и научившись, отшивают всяким Кельвиным Кляйнам и Армани. Скромно, но уверенно ярлычек "Маде в Чайне" присутствует практически на всех изделиях. И очень известных и не очень. И это как бы уже не важно, а важно то, что написано.

Вот такая Великая Китайская революция... Тихая, но эффективная. В седьмом поту, но без мордобоя.

Кстати, хочу напомнить историю этого самого "Made in ..".  Великобритания в конце 19 века не отличалась особым качеством промышленного товара. Это очень не устраивало напыщенную и кропотливую Германию. Так вот? чтобы отличать товар произведенный в Германии от Британского, его и стали клеймить специальным позорным клеймом "Made in  UK.".