Ваше нижнее белье - социальный индикатор (часть 2)

9 лет назад

В предыдущем посте писалось о том, какую роль играет нижнее белье в семейной жизни человека. Теперь давайте пойдем дальше в рассуждениях. Предлагаю посмотреть на нижнее белье под социальным углом зрения. Хочу озвучить точку зрения, возможно во многом спорную.

Ранее было сказано, что нижнее белье в нормативном смысле являются приватным предметом, спрятанным под одежду и скрытыми от глаз публики. Однако в определенных ситуациях нижнее белье все же оказывается на виду, особенно в момент его покупки.

Так вот, берусь утверждать, что в жизни белье - своеобразный индикатор состояния социального Статуса, его Знак и Атрибут, если хотите Символ вашего успеха. Даже, если мы жеманно прикрываемся словами"удобно и комфортно, красиво и сексуально".

Очевидно, что америку не открою, напомнив, что мода лежит в области показного потребления, и массы людей становятся заложниками этой идеологии. Может быть и порочной, как утверждают некоторые, может быть инновационной, как утверждают другие. Но дело не в этом. А в том, в каком лагере сторонников или противников вы находитесь?

Интересно, что в то время, когда советской женщине было позволено проявить интерес к сфере потребления, американки уже критиковали потребительскую культуру. Одним из примеров такой критики стало сжигание бюстгальтеров в рамках движения американок за освобождение женщин. Несмотря на то, что, как отмечает исследователь моды Малколм Барнард, сжигание лифчиков было скорее мифом, чем историческим фактом, этот миф говорит о том, что бюстгальтер (а также одежда и мода) олицетворял собой источник закрепощения женщины, носителя стереотипов, связанных с эксплуатацией женщины в мировой культуре.

Нижнее белье превращается в средство разметки социального пространства. Статус человека в обществе, вещь неизмеримая и неосязаемая, практически не может служить объектом купли-продажи, но объектом может быть его воплощение  в виде некоторых атрибутов, носителей этого  социального статуса. То что трудно, а иногда и не возможно заслужить, можно просто купить! В этом качестве прекрасно подходят атрибуты-товары, подчеркивающие статус своего владельца, его особенность, его жизненную успешность. Но у этого атрибута-товара есть главное условие,-  он должен быть недоступен для основной массы потребителей, иначе он теряет свою магию.

В этом случае стоимость  выступает фильтром для массового потребителя, а высокая стоимость выступает в качестве барьера, отсекающего массового потребителя от ее приобретения. Дороговизна товара подчеркивает исключительность известных слоев общества, чем собственно часто для них и ценна.

Дешевую вещь можно встретить и на представителе низших слоев, это не атрибут, он не удовлетворит самолюбие тех, кто находится на более высокой социальной ступени. Поэтому товар практически с аналогичным качеством, но по цене, которая делает его доступным только персонам определенного круга, обладает дополнительной потребительной стоимостью. Поскольку вещь не просто полезна и красива, но еще реализует статусную функцию обозначения особой роли или положения в обществе.

Эта полярность социума, как и разность потенциалов  в классической физике действует притягивающе. Это объясняет повышенный спрос на высокие марки мира моды, именитые бренды. Именно возможность стать счастливым обладателем кажущегося -  недосягаемого, сверхмодного, суперактуального создает ажиотаж и особую мотивацию выделиться из своей сферы потребления. Именно по этой причине на распродажах дорогого товара так много покупателей, обычно не являющимися постоянными посетителями этих торговых площадок.

Так что же белье, которое традиционно не принято выставлять на показ? Как этот кружевной атрибут реализует свою статусную функцию? Прежде всего обладание подобным интимным предметом создает психологический фон, эмоциональную среду выраженную через ощущения исключительности, самолюбия и самолюбования - "я могу себе позволить", я заслужил в отличие от ...". Скрытая форма удовлетворения и внутренняя убежденность при этом может обладать весьма сильным общественным мотиватором и эффектом.

Во-вторых, наблюдается "выход" белья на первое, замечу, визуальное место в одежде. В выстраивании оправдательной линии и оценки: - "Зачем скрывать такую красоту?", собственно, читается совсем нечто иное. Поэтому видим явную демонстративность в его ношении - открытость зоны декольте, заявленость резинки мужских трусов выше линии брюк (разумеется с надписью бельевого бренда), невинный "показ" дорогих бретелей. Так или иначе статус белья пытается пробить дорогу себе и своему счастливому обладателю на подиум повседневности жизни и громче заявить о себе. Этому процессу успешно подыгрывают элементы верхней одежды.

И в завершение напомню простую истину - игра на этой человеческой слабости может приносить весьма приличную доходность торговых операций.