Анализ бельевого рынка. Где логика?
14 лет назадАнатолий Васильев
Сначала хочу привести любопытное письмо, которое подтолкнуло меня написать этот пост.
"Анатолий, у Вас появляется много информации о работе с сетями. Обычно наши традиционные бельевые источники информации не описывают и не включают в свое содержание динамику развития такого конкурента, как супер и гипермаркеты. По вашему, это что? - их недальновидность или упущение. Из Ваших статей понял, что не считаться с ними уже нельзя, да и по их присутствию и созданной конкуренции - это уже не детские шалости."
Почему наши отраслевые СМИ эту тему пропускают? Вижу две принципиальные причины: закрытость информации и большая трудоемкость аналитической работы, как и тот факт, что эти каналы сбыта не входят в "избранную плеяду" возможных рекламодателей, а значит и интерес к сотрудничеству естественным образом угасает.
На заре построения рынка в РФ можно было пренебречь этой незначительной "дельтой" - территориальной величиной сбыта, и влиянием на весь рынок в целом. Времена поменялись, сетевой бизнес теперь сильно трансформировался, теперь не локализован исключительно только в Москве и С-Петербурге, траектория развития, как и аппетиты уже явно прослеживается за пределами городов -миллионников. Теперь же не включенность в анализ рынка таких быстро, а главное, стабильно прогрессирующих операторов, - сводит не нет ценность работы горе-аналитиков, которые претендуют на полноценный анализ бельевого рынка. Закрыть глаза на присутствие сетей , не рассматривать вклад в общую копилку "удовлетворения потребностей" значит девальвировать собственные знания о рынке в целом.
Ограниченность в подобном подходе - ограниченность кругозора и маркетинговая слепота. Для "некоторого" анализа (не буду указывать в целях анти-рекламы) характерно как бы не заметить, опустить анализ сбыта через гипермаркеты, международные и национальные сети. Вот бутики - круто, есть о чем помусолить... Забавляет, что в подобную статистику не включается более половины сбыта белья(до 60-65%). Ранее товара покупаемого на рынках, а теперь в сетевых структурах. Демонстрирующих устойчивый рост и расширение интереса к различным товарным категориям. За счет чего происходит такая взрывная динамика? Принято считать, что идет замещение неконтролируемой дистрибьюции на рынках на организованную с внятной ценовой политикой направленной на явный дисконт.
Но есть и еще одна возможность расширить свое участие на рынке. Как ранее уже отмечалось, торговля брендами не свернется, но будет серьезно потеснена. Нравится или нет, но белье превращается в предмет выполняющий утилитерную, обыденную функцию. Качество уже не воспринимается как некое Чудо, а удовлетворяет естественное требование рынка. Остается единственное место битвы - креативность и еще раз креативность... Справятся ли бренды с давлением "ноу-нейм" вопрос еще тот. Не перейдет ли белье в категорию небрендованного предложения.
Жалко? Да, но надо понимать, что прогресс в технологии неизбежно размывает отличия.
Однако, не стоит заблуждаться , что угроза исходит непосредственно от сетей, нет это не так. Даже совсем не так.
Желание оптимизировать бизнес, стремление увеличить обороты, упростить систему взаиморасчетов будут приводить производителей белья средней и низкой ценовой категории к мысли простой и соблазнительной: - собственного участия в операциях на российском рынке белья.
Выход на прямые поставки отправит массу операторов рынка, выполняющих традиционную дистрибьюторскую функцию, в нокаут: оставит без работы и грозит банкротством. Европейской логистике вполне по силам решать любые транспортные проблемы. Даже если грозит бездорожье и специфический климат, таможенные поборы и несговорчивость сетей на территории РФ. Вступление в ВТО, весьма вероятно, упростит некоторые процедуры продвижении товара.
Осталось только уточнить, когда это произойдет? Но это уже совсем другая тема...