Есть ли угроза нашествия на бельевой рынок России?

15 лет назад

obaНедавно рассуждали об угрозе со стороны не специализированных на белье фирмах  в статье "Профессионалы начинают и проигрывают", как и говорили о возможной потере партнера или его замене в статье "Мы теряем партнера?".

Еще каких-то несколько месяцев назад активно в СМИ обсуждалось будущее мирового монстра Carrefour на российском рынке. Но как гром среди ясного неба прозвучал официально озвученный приговор: «Органический рост, а также возможности для поглощения на российском рынке не смогут обеспечить компании лидерство в краткосрочной перспективе».

Сегодня зададимся несколько иным вопросом: Так все же есть ли угроза нашествия на бельевой рынок России со стороны хорошо организованного иностранного бизнеса в нашем, бельевом, секторе экономики? Или любые попытки закончатся так же, как и неудачная попытка выхода на рынок Carrefour?

Циркулирует мнение, что объективно сложившаяся ситуация – в плюс иностранным компаниям. И то, что Россия не может ничего противопоставить. Так ли это?

Для начала хотел бы обратить ваше внимание на точность формулировки заявленной Carrefour. Прочитаем еще раз. "Органический рост...лидерство... в краткосрочной перспективе". Ключевые слова представляются квинтэссенцией стратегий бизнеса на текущий момент. Несмотря на очевидные преимущества иностранного бизнеса, масштабность, мощные исторические корни, время для выхода на российский рынок и захвата доли, соответствующей амбициям этих компаний безвозвратно ушло.

Спорно!? Однако, это более чем трезвый взгляд на ситуацию. Давайте, вместе оценим предпосылки возможной экспансии, которые строятся на традиционных стереотипах.

Предпосылка 1: "Европейцы  опираются на неограниченные финансовые ресурсы, доступность кредитов, которая нам и не снилась и поэтому..."А что из этого, собственно, следует? В текущей кризисной ситуации мы видели и факты банкротств, и плохого финансового состояния. Близость банков и доступность финансов, однако, далеко не всем помогли.

Предпосылка 2: "Запасы и возможности зарубежных компаний легко обеспечат возможность приобретения любой российской сети". Теоретически вполне возможно - во всем мире бизнес продается и покупается, как обычный товар. Но есть, пара-тройка веских "но".

Пройдемся по порядку, наши продавцы своего бизнеса, как правило, заламывают такую цену, что эти затраты кого угодно впечатлят. А если принять в расчет, что по сути и покупать-то нечего, разве что остатки товара из прошлых коллекций, так как помещения чаще всего не в собственности, а в аренде. Вспомним, ноу-хау какие-нибудь? Так, увы, маловероятно - в наших компаниях даже бизнес-процессы плохо прописаны и они малотехнологичны. Из этого следует, что "овчинка выделки не стоит", тем более в текущее непростое для любой розницы и любого рынка время.

Предпосылка 3:Затертую фразу о России - "Рынок огромный, всем места хватит" бьет другая проверенная жизнью фраза: "Велика Россия, а отступать некуда".

Явно внешний взгляд, не подкрепленный реалиями. А что говорить про сложности управления региональными магазинами и ценой этого управления и логистики. Переходим к следующей предпосылке.

Предпосылка 4: "Низкоконкурентный фон в РФ, особенно в регионах". Это миф распространяемый "зазывалами" от СМИ, в расчете на их рекламные бюджеты и преференции. К чести региональных бельевых операторов скажу, у них с местными клиентами давно выстроены отличные отношения. Вот покупательской способностью провинциальный клиент не может "блеснуть" - это да! Но тут и иноземцы не помогут.

Предпосылка 5: "Потребитель готов к экспансии."Подобные выводы не лишены логики, российский бизнес сам приучил потребителя к зарубежному товару. Но так ли легко пересечь отличия? Между европейским и российским потребителем различий  - пропасть. Начиная с простого - покупательской способности населения. А в придачу щепетильность нашего соотечественника к товару. За свои деньги он хочет не только качества, но и массы удовольствий. Забавно и то, что иностранцы всерьёз поверили, что у нас есть "средний класс".

Предпосылка 6: А кто купит?Желающие попророчить есть? Неплохо представляя себе структуру европейского ритейла, трудно найти претендента на "несметные богатства России".

Предпосылка 7: " Европейцам, которые приобрели известность инеплохие объемы продаж нароссийском рынке, иблагодаря местным операторам оценили перспективы развития здесь, нет нужды иметь посредников". Трудно возразить, действительно, ситуация выгодна европейцам, которые не тратили свои ресурсы на исследование непонятного и рискованного локального рынка, проводя тестирование бренда руками местных игроков.

Но и тут далеко не так однозначно, если касается франшиз, построенных на  зарубежных предложениях,  - да, соглашусь.  Достаточно исключить одного участника цепочки – мастер-франчайзи, и при этом с их бизнесом в России ничего не случится: останется региональная розничная сеть, а главное – рынок лояльных потребителей. А вот что касается других форматов - еще можно поспорить.

Предпосылка 8:"Трудности преодолимы, а потом..."Увы, не просчитать все риски, особенности и сложности рынка РФ. Что такое наши чиновничьи взятки и препоны, включая местного разлива, европейцам придется осваивать экстерном, уже здесь "на месте", а вспоминая Самару и ИКЕЮ, так и не один год. Можно вспомнить и такой заградительный барьер к массовому приходу – неизменно высокие таможенные ставки и непредсказуемые системы начисления таможенных пошлин.

Так что лично мне, западная экспансия кажется весьма сомнительной, принимая в расчет отмеченные вероятные "предпосылки". А вот азиатская?

Но это уже другая история и в следующий раз.