Смени служебную лямку на страховочный трос
15 лет назадАнатолий Васильев
Специалисты прогнозируют: - кризис изменит не только расстановку сил на рынках, но и финансовые институты, отношения между производством и сбытом и т.д.
Тогда у меня, резонный вопрос – не поменяет ли принципиально кризис отношения между Бизнесом и Персоналом в перспективе? Не вызовет к жизни иные актуальные требования и форматы сотрудничества, новые взгляды на взаимодействие, специфику не только юридического, но и «общественного договора»? А почему бы и нет? Неужели кого-то устраивало прежнее состояние дел в этой сфере? Докризисный период был характерен неоправданными бонусами, корпоративными ссудами и кредитами для «особо приближенных», немыслимой текучкой, завышенной самооценкой и низкой отдачей персонала. Причем все, на фоне явного антагонизма сторон. Не–Собственник «покрыт» бесконечными обвинениями в карьеризме, воровстве, в животном эгоизме, в неуемном денежном аппетите, способности на любую гнусность, безответственность и трусость за собственные решения. В ответ Собственник (как и топ-менеджер) предстает как роскошная коллекция самых низменных страстей и разнообразных пороков. И сибарит, и распутнейший искатель приключений, помешанный на личном состоянии и гламуре, скупой коварный обманщик с надменным равнодушием, не отвечающий за свои слова и поступки.
Увы, признаем и то, и другое не без основания.
Кризисный период выдвигает на первый план иные ценности и проблемы. Надо выжить и компаниям, и людям. Об этом в захлеб много говорится, цветисто пишут. В основе рассуждений лежит такая категория как страх. Страх потерять место, работу, службу. Но если на это не рассчитывал даже могущественный Император, с чего бы нам то…
И все же что же ожидать в реальности? Допускаю любой сценарий: - от беспредельного «порабощения и ограбления масс», изнурительной работы за еду. И не надо ухмыляться, господа оптимисты, не нужно обвинять в истеричности. В стране частью живущей «по понятиям» возможно, то, что лежит за пределами нашего понятия. Извините, за каламбурчик. До позитивного сценария: - выстраивания нового цивилизованного сотрудничества заинтересованного в эффективном союзе, прогрессивной, (например, близкой к японской, патриотичной семейной модели), сплоченной, наполненной лояльностью и взаимным вниманием, работой не за страх, а за совесть… А почему бы и нет? Если это открывает новые пути для развития обоих сторон.
Эти рассуждения, конечно, идут в разрез с некоторыми доминирующими представлениями, от которых придется отказаться. Например, от циркулирующих мнений регулярного «спрыга» каждые 1-2 года после, как правило, безответственной работы на новом месте, о скуке в должности и профессии. От продвинутых теорий, придуманных и развиваемых неудачниками и бездарями, опущенных в сироп СМИ или «почти научных» книг. Почему так резок? Не могу себе представить в качестве «попрыгунчиков» – Капицу и Б. Гейтса, Королева и Ф. Порше, хирурга Амосова и офтальмолога Федорова, Ив Сен Лорана и Славы Зайцева. Не будем списывать все на счет их гениальности, преданность осознанного выбора и талант – синонимы.
Вновь о Наполеоне I. Готов поспорить, что исторически значимый персонаж является к тому же самым талантливым HR в Истории. Он не только создал, систему мотивации и преданности самой боеспособной и результативной «Великой армии», завоевавшей Европу, на принципе описанном выше. Но и ввел во Франции «Рабочую книжку» (1803 г.) - прапрабабушку нашей трудовой книжки, но более детальной, где фиксировались все сведения о наймах и увольнениях, записывалась аттестация рабочего и причины его увольнения, с отзывами работодателей. Говоря современным языком, отражающей деловую репутацию работника. Ряд историков (вкл. Ф. Энгельса), рассматривали это как «…дальнейшее усиление эксплуатации хозяевами и ограничении личных свобод». Интересно, согласны с этой оценкой мои современники. Особенно те, кто в поисках работы или на пороге сокращения?
Так что неплохо было бы, поднять на достойный уровень даже имеющийся HR-«багаж», уйти от беспомощного формализма со стороны работодателя и очковтирательства претендента даже на первом этапе – приеме на работе.
Может быть, пришло время и хотя бы начнем: •Гордиться и дорожить деловой репутацией на деле, не на словах; •Вводить пожизненный детальный послужной список, а не подсовывать списанного резюме; • Скрупулезно отражать личные достижения и реальные успехи - участие в проектах, акциях, значительных событиях, победах над кризисом (в %, сумме прибыли, мешках и попугаях…)
Продолжить мысль далее помогайте, помогайте, коллеги … Не реально? Спорно? То, что кажется нашему обывательскому уму фантастической авантюрой, утопией на самом деле всегда компенсируется устремлениями и кровной заинтересованностью. В данном случае - договаривающихся сторон: Бизнесом и Персоналом, Собственником и Не – Собственником.
Если надо-то всего просто сменить в голове представления о служебной лямке на страховочный трос. Тогда точно не будет там места для взаимного холодного равнодушия и причин, извините, плевать друг на друга. == *В статье присутствует субъективная точка зрения автора, которая не претендует ни на совершенство, ни на моральные претензии. ** Использованы факты из книги историка Тарле Е. В.(1874-1955) «Наполеон».