Ваш лучший покупатель – молодежь. (ч. II) Психология и технология продаж молодежи
12 лет назадАнатолий Васильев

Поскольку подростки, будучи потребителями, зашифровано выражают свои проблемы в области групповой идентификации, часто проявляют страх быть отверженными группой, показаться смешными. Навязанные групповые стереотипы во вкусах, потреблении, ложных ценностях, которые могут даже не соответствовать внутреннему миру и принципам юноши или девушки, подавляются страхом показаться «белой вороной». Чтобы сохранить свою общность, они временно начинают идентифицироваться с героями своих групп, вплоть до возможной потери своей индивидуальности, одинаково ведут себя и одинаково одеваются.Отношение к товару и моде. Пожалуй, еще и парадокс в том, что при всем этом, молодежь не похожа друг на друга. Никогда не забывают подчеркнуть автономию в форме независимости и личной инициативы на обособленность, в поисках социального признания ищут собственную идентификацию в широком диапазоне от идеализированно - романтической до неоправданно - агрессивной. Нам надо понимать, состояние поиска и выбора собственного стиля воспринимается, в первую очередь, как "лекарство от неуверенности".
Прежде всего, интересует статус торговой марки, поскольку у них остро проявляется потребность в социализации и соответствии тому образу, который от них требуют сверстники. У молодежи появляются кумиры и идолы – поп-исполнители, спортсмены и актеры, образ которых интенсивно используются в маркетинговых коммуникациях. Подростки становятся падкими на товары известных брендов, так как с их помощью пытаются поднять свой имидж в «тусовке», претендовать на доминирующую роль. К имиджу подростков часто весьма серьезно относятся и родители: желая вывести в «свет», они готовы сами многим жертвовать, чтобы их дети соответствовали групповым требованиям, не выделялись в кругу, например, «золотой молодежи».Отношения к консультантам-продавцам. Даже короткие наблюдения приведут вас к мысли, что большинство продавцов практически не подготовлены к общению с молодым покупателем. Продавец судорожно пытается примерить, то одну модель поведения в обслуживании клиента, то так же безуспешно другую. Недоумевая и пребывая в нервозности или растерянности от того, почему попытки общения оказываются неудачными? Без дополнительного обучения торгового персонала психологии обслуживания юных покупателей результат представляется труднодостижимым.В первую очередь проблема заключается в том, что не все продавцы могут простить отсутствие опыта и молодость посетителя, «уходят» в глухую психологическую защиту от их вызывающего поведения, резких фраз и неуместной жестикуляции. Или того хуже начинают всячески доказывать свою правоту, пытаясь польстить собственному самолюбию. Взрослому и профессиональному. Возникает негласная конкуренция или даже спор, раздражаются и покупатель, и продавец. Слишком высокие требования к покупателям и слишком низкие — к себе, завышенная самооценка лежат в основе многих конфликтов, неправомерных обид, неуверенного поведения. Преодоление подобных стереотипов, поиск подхода к молодому человеку, возможность убедить или даже переубедить – основная цель подготовки торгового персонала.
Обычно молодой человек не имеет в своем житейском арсенале опробированных схем общения, поэтому и пользуется чаще всего наиболее привычным и отработанным набором: - отношения как с родителями, педагогический формат взаимодействия или вариантом партнерских отношений.- В первом случае, ожидаются от продавца в первую очередь его соответствия родительским образцам, т. е. авторитету родителей, с которым можно как считаться или же от которого можно также легко отмежеваться.- Вторая модель взаимодействия “учитель — ученик” соответствуют тем школьным традициям, при которых личный опыт учителя оправдывает взаимные ожидания. Учитель, в их сознании, несомненно должен знать “всегда и все”.- Формат партнерства подразумевает у юношей и девушек острую необходимость собственной позиции: уже не может быть затушевано противоречие между стремлением к партнерским отношениям и доминирующей роли фигуры авторитета.Далее – Ответное отношение консультантов-продавцов.
(Продолжение следует)