Независимый ритейл - роман с недописанным финалом
12 лет назадАнатолий Васильев

Независимые торговые площадки, представляется, являются лишь переходной формой от неорганизованных рыночных форматов к высокоорганизованным иерархическим сбытовым сетям, владеющими сложными инфраструктурами: от логистики до контролинга.Не будем забираться в бизнес-дебри, а посмотрим с точки зрения интересующей нас жизнеспособности бельевого независимого ритейла в средних и малых городах России. За последний десяток лет бизнес развился и окреп, накопил опыта и ресурсы, но что его ждет в последующее десятилетие?Мы не будем возвращаться к традиционным темам: усиления конкуренции, глобализации и других страхов. Посмотрим на НР под углом его внутренних проблем и противоречий.Начнем от самых основ. В фундаменте НР чаще всего лежит семейственность и это может быть как плюсом, так и минусом. Редко когда наши дети готовы заменить своих родителей-первооткрывателей бизнеса. И дело даже не в отсутствии хватки или их желания, а банально не умении руководить этим "зданием". Любовно отстроенным, в меру родительского профессионализма и текущих возможностей. Принимая в расчет аксиому, что накал конкуренции будет только расти, кто уверен, что наши дети удержат штурвал бизнеса в этом бушующем море? Давайте не будем переоценивать способности наших чад, как и факт отсутствия у них управленческого опыта и жизненной устойчивости.Итак, получаем, в 99% - "Бизнес одного поколения". Нашего поколения, первопроходцев и первооткрывателей. Мы сами себе придумали эту Игру и сами в нее до одури играем. Кто-то для того чтобы выжить, кто-то чтобы разместить излишки капитала. Кто-то уже "доигрался", а кто-то неистово продолжает играть. В конце концов, наши дети, тут просто не причем. Если они как и вы не "инфицированны", но уже не предпринимательством, а хорошим уровнем менеджмента. А пока оставим детей в покое, пусть растут.В глубине души возникает обнадеживающий вопрос - BMW, Ford, гиганты Крупп, Wallmart, наконец, как образец торговли, начинали с отметки "0", тоже поднимались с семейной почвы. Но, во-первых, это лишь выжившие единицы, в Историю канули их многочисленные конкуренты, а во-вторых, неверно сравнивать те времена и современную действительность. НРитейл достиг приличной степени зрелости, попав во времена, бешеной соревновательности и сплоченного финансового лобби. Сравните 90-е годы России прошлого века и нынешний 21 век. Что тогда "прокатывало", сейчас под большим вопросом: дефицит товара, безудержный спрос, 3-4 кратные наценки, сверх рентабельность... Ну, помогайте, коллеги, продолжайте перечень...
Мы так устроены, гоним от себя мысли о "печальном исходе бизнеса", стараемся не думать об этом, рассчитывая, что все само по себе рассосется, что-то измениться к лучшему. Надежда умирает последней?... Категорически не согласен, последним умирает Мозг.Заслуженная компенсация усилий В начале мая в Mоскве проходил крупный семинар о слиянии и поглощении компаний, так что меня более всего удивило. Даже скорее, поразило. Из всех присутствующих практически все были отцы-основатели бизнеса, который они в 99% хотели "отдать в хорошие руки". На мой недоуменный вопрос: "Здесь лишь продавцы бизнеса и нет покупателей?" получил утвердительный ответ. Почему? Как же так? Что уважаемые теоретики совсем заврались, утверждая о балансе спроса и предложения рынка?Убедительный ответ, я получил тут же. Никаких теорий. Речь не пойдет о тех, кто что-то прихватил во время приватизации, речь о созидателях и творцах. Кто начинал от фундамента бизнеса, засучив рукава, работая по 24 часа. Без выходных и отпусков, не рассчитывая на гарантированную занятость и госзарплату, рискуя, переживая взлеты и падения.
Секрет прост - за 15-20 лет стажа российского бизнеса, его основатели устали, постарели, "выгорели". А детей, выученных в Лондоне и Париже, не интересует продолжение этой семейной бизнес-саги. Что же делать? Не бросать же годы жерт и лишений.Вот и пришли мысли о его продаже и справедливой компенсации за свой "шахтерский труд". И это без тени сарказма.Конвертация в деньги. Во много денег...Не верите? Хотите факты, примеры? Пожалуйста, самые что ни на есть убедительные и в тему. Группа компаний Dim Brand Apparel (DBA), с 1998году владеющая брендом Chantal Thomass, кажется, решилась избавиться от люксового бренда белья. Легенда мирового бельевого бизнеса мадам Шанталь Тома меняет место "прописки", переходит под крыло Chantelle. И от кого вы бы думали? От крупнейшего мирового инвестиционного фонда Sun Capital Partners. (Последние 6 лет DBA является дочерней компанией инвестиционного фонда Sun Capital Partners.) C чего бы фонду не держаться обоими руками за креатрису? Та же проблема - яркая личность основателя и неумолимый возраст, коллеги.Между прочим, замечу это ее повторные попытки сохранить имя и бизнес. Или бизнес и имя. Это важнее в данном случае.В 1985 году мадам Томас начинает сотрудничать с японской группой компаний World, что позволяет бренду Chantal Thomass выйти на восточный рынок. В Японии открываются первые бутики уже известной в Европе французской марки. Спустя некоторое время, происходит конфликт с японскими партнерами и Шанталь Томас, из-за которого в 1996 году дизайнеру пришлось отойти от дел – бренд Chantal Thomass признан банкротом. Чему удивляться - причина: основатель отторгнут от собственного детища. В течение последующих 3 лет дизайнер работала над разработкой моделей нижнего белья в таких известных фирмах как Victoria's Secret, Antinéas и Rosy. Триумфальное возвращение бренда и самой Шанталь Томас на мировую арену моды произошло в 1999 году. Контракт о сотрудничестве был заключен с американской компанией SARA LEE, владевшей на тот момент маркой нижнего белья DIM.Хорошо, но медленно соображающие японцы, так и не поняли, даже такое мировое имя ничего не гарантирует. Мадам Тома получила свой же бренд от нерасторопных японцев, к ее чести, вернув ему прежнее очарование и силу. Собственной незаурядной личностью освещает его перспективы. Но лишь когда она находится рядом. И как долго? Второй раз на этом же имени и той же проблеме "попался" американский фонд инвестиций. Даже лидерство и соседство в одном ряду брендов DIM, Playtex, Wonderbra ни коем образом не повлияли на рыночную капитализацию марки Chantal Thomas. Из-за чего Chantal Thomass начал “тонуть”? Падение происходит по указанным выше причинам. В 1998 году ежегодный оборот бренда Chantal Thomass составлял около 14 миллионов евро. В прошлом же году этот показатель составил всего лишь 8 миллионов евро, при этом, еще 2,1 миллиона евро было потеряно в стоимости самого бренда. Не удивлюсь если сделка, связанная с передачей бренда (рука не поднимается написать "продажей" с именем Мадам будет скорее символической.
Вернемся на нашу землю. Если в какой-то неприятный момент, из-за ряда обстоятельств вам придется предложить бельевому рынку свой выстраданный бизнес. Уверены ли вы, что на него будет спрос? Даже если он у вас успешен и, казалось бы, неуязвим. Так как подобный формат может процветать только под тенью сильной личности и талантливого основателя.Как только бизнес подобного формата готовят к продаже, он должен претерпеть существенный изменения - отторжения от "родителей" и его круглосуточной опеки. Задачка, я вам скажу, не для слабонервных и впечатлительных. Не растеряет ли бизнес (бренд) все те преимущества, которые были ему ранее присущи?Где деньги, Зин?Факт смерти бизнеса далеко не всегда говорит о том, что он жил. Обидно слышать истории, как коллеги-предприниматели вкалывали-вкалывали, а все закончилось печально. Надо закрываться... Остатки товара, огорченные увольняемые продавцы, никчемное теперь, дорогое оборудование, невозможность платить налоги и аренду...Это последствия одной и той же стратегии - жить одним днем. Отсутствие диверсификации и элементарного страха перед вашим будущем.Не буду оспаривать, подобное отношение имеет право на жизнь. Но возможно лишь на определенном этапе. Бизнес, работающий на личном "топливе" - на ваших сбережениях безнадежен. Давайте честно, это не бизнес! Это ваше решение проблемы собственного трудоустройства, за ваш же счет. Именно отсюда и происходят рассуждения о том, что "только отойду... и все развалится". При этом наивно продолжаем мечтать о Чуде: построении сетей, о адекватности продавцов и "добрых" поставщиках.Не хочу дискутировать о тех случаях, когда бизнес фактически лишь покрывает семейные издержки предпринимателя. Это понимают некоторые предприниматели, и маскируются за фразами "о бизнесе для души", личной потребности в креативности или некой независимости, например, от франчайзера. Это, пардон, похоже более на вышесказанное - решение проблемы личного трудоустройства. Но не забываем, временно и малодоходно.
Прошу понять верно, не предлагаю бросать выстраданный бизнес. Это ваша страсть и любовь, это ваше отражение в зеркале Мира, это место ваших инвестиций самого дорогого - вашего бесценного Времени. Пересмотрите отношение к нему, перекроите его, внесите изменения, успейте сделать из него Инструмент накопления, гарантию вашей старости. И это будет честно, прежде всего по отношению к вам. И идеально бы, если инвестиции распространятся на следующее поколение: ваших детей и внуков.Бизнес обязан создавать ресурсы, с обязательной возможностью ваших дальнейших продуманных инвестиций. Все остальное - глупости и от лукавого. Не стоит врать , даже ваша зубная щетка в это не поверит. Увы, чаще всего средств хватает лишь на эпизодический отдых в Турции или Египте, учебу детей и приличный авто. И еще, закупки, закупки, закупки... Правильно ли это, не слишком малая плата за ваши титанические усилия?Тянем, потянем...Не хочется, завершать мысль на негативной ноте. Что все же могло бы придать импульс НР? Как минимум, 3 важнейших фактора:
- Переход со вторичного рынка на первичный рынок
- Доступ к дешевым финансовым ресурсам
- Наем высокооплачиваемого менеджмента