Вам нужен покупатель? Тогда немного усилий... (часть 2)
14 лет назадАнатолий Васильев
Прежде всего отмечу, что поведение покупателя неоднократно и достаточно детально описывалось в ряде толковых работ , но и в них я не нашел описаний поведения покупателя в особых и экстремальных условиях.
Мы не можем игнорировать тот факт, что по некоторым оценкам до 50% покупок совершается под влиянием текущего момента, поэтому важно осмыслить мотивацию потребления, и что особенно актуально для нас - на основе низкой цены. Понимая, что без анализа действий покупателей в этих ценовых условиях этот материал будет не полным, предпринял собственную оценку наиболее важных, как мне кажется, поведенческих моментов.
В ходе посещения магазина, проведения акции, покупатель выделяется яркими и нетрадиционными для обычной торговой обстановки психологическими моментами, чаще всего выраженное через некоторое поведение, обозначаемое как близкое к «потребительскому экстремизму»:
- гиперактивность, высокая подверженность ажиотажу спроса;
- внезапное, спонтанное и настойчивое желание действовать;
- неадекватность восприятия ценности предложения;
- легкость формирования как негативных, так и позитивных побуждений, внезапный переход из одного в другое;
- состояние психологической неуравновешенности, в котором человек может временно потерять контроль над собой;
- явное преобладание эмоций, минимум объективности в оценке товара, ситуации и окружения;
- возможно и острое обратное проявление - заторможенность;
- проявление состязательности, конкуренции между посетителями;
Такой вот, шикарный «букетик» неспецифичных отклонений от привычных поведенческих форм, от сюда действия факторов вызывающих их изменения требуют внимательного и глубокого изучения.
Итак, все же, что же вынуждает нас менять привычную линию поведения в магазине, совершать далеко не логичные поступки, зачастую даже граничащие с абсурдом? Как следует из специальной литературы, ответ будет весьма простым - это неадекватные эмоции. Что же людьми, даже весьма не глупыми, двигает в эти моменты? Разум, расчетливость, прагматизм? Нет, ими руководят только эмоции. Эмоции нельзя сфальсифицировать, они глобальны, управляя всеми нашими чувствами и действиями, не могут нас обманывать, они всегда правдивы и правильны, искренни и практически неуправляемы, ведь возникают далеко независимо от нашего разума.
Тогда возникает резонный вопрос – нужны ли они современному человеку, не наносят ли ему вред? Наука утверждает, что нет. И для этого есть масса убедительных примеров, эмоции заставляют нас совершать чудеса и выходить победителями из самых безнадежных ситуаций, окрашивают всю нашу жизнь, делают ее прекрасной и радостной. Правда, возможно и иное развитие, когда негативные эмоции превращают нашу жизнь в невыносимую пытку.
Наши эмоции, настроение играют не последнюю роль в принятии решений, поскольку влияют на процесс мышления. Тогда можно ли научиться через «правильные» эмоции, воздействовать на покупателя, добиваться поставленных коммерческих целей? Можно ли проникнуть в тайный мир эмоций и руководить ими? Оказывается, что частично можно. И опыт практической психологии убеждает в этом. Но для этого нужно разобраться, что такое - эмоция? Какие они бывают? Чем отличаются друг от друга? Какие воздействия на какие поступки нас толкают?
У аудитории есть возражения? Возможно, с некоторой точки зрения это может выглядеть как манипуляция сознанием и поведением потребителя. Да, согласен. Но отказываюсь обсуждать правомерность подобных воздействий, не этим ли занимается реклама, маркетологи, в конце концов, действующая политика и ее идеологи? Убежден, если вы твердо уверены в качестве товара или услуги, значит, имеете право на самые жесткие манипуляции подсознанием покупателя – он позднее с благодарностью оценит и предложение, и ваши усилия.