Что нас ждет в следующие 10 лет? 8 тенденций розничной торговли (Часть 2)

9 лет назад

Продолжаем ранее начатый разговор - о прогнозах и тенденциях розничной российской торговли.

Первых четыре прогнозируемых тенденции обсудили в предыдущем посте - они касались в большей мере среды вокруг ритейла.

Сегодня отметим следующие тенденции, на которых, как полагаем, будет строиться сама будущая розничная торговля.

5. Развитие розничных нишевых продаж

Замечено, успеха на рынке розничной торговли добиваются не только крупные отраслевые гиганты, ориентированные на массовый рынок, но и мелкие сети с ограниченной целевой аудиторией. Этому есть веские причины - можно меньше ориентироваться на массовый рынок и уделять больше внимания нишевым рынкам.

Современное общество характеризуется высокой степенью разделения по уровню доходов и модели покупательского поведения при том, что массовый рынок достиг насыщения. В рамках массового рынка розничные компании и их поставщики уделяют особое внимание ценовой конкуренции, что приводит к снижению маржи и неспособности предложить покупателям дифференцированные товары и услуги.

Решение данной проблемы для розничных компаний может лежать в полном отказе от массового рынка. Вместо этого они могли бы сконцентрировать свои усилия на реализации возможностей, открывающихся в рамках нишевых рынков, которые могут стать довольно прибыльными.

Кроме того крупные розничные компании, стремящиеся воспользоваться эффектом экономии за счет роста масштабов, зачастую игнорируют низкоприбыльные рынки, предпочитая им массовые.

Таким образом, розничные компании, нацеленные на рост, могут вкладывать средства в развитие нового бизнеса на нишевых рынках, а не в расширение существующих форматов торговли на массовом рынке.

6. Инвестирование розничных компаний в сферу услуг

По мере роста и достижения экономического благополучия во многих странах наблюдается снижение доли потребительских расходов на товары в составе ВВП при непропорциональном увеличении расходов на услуги. Такая ситуация повсеместно характерна для развитых стран.

На насыщенных, развитых рынках розничной торговли, для которых характерны низкие темпы роста, увеличение расходов населения на услуги несет в себе как возможности, так и проблемы.

Розничные компании, которые могут успешно реализовывать сопутствующие услуги или пользоваться популярностью собственной торговой марки, способны наращивать темпы роста за счет увеличения доли своей продукции в кошельке покупателя. Некоторые розничные компании уже с успехом используют такой подход.

В качестве примера можно привести классический сценарий - розничная компания по продаже электроники, создает сервисное подразделение, осуществляющее техническое обслуживание предметов бытовой электроники.

Отчасти данная тенденция формируется и под влиянием демографического фактора. Так как  в зрелом возрасте люди начинают меньше средств тратить на товары и больше – на услуги, в частности, в области финансов и здравоохранения. Так что, возможно, представится целый ряд новых возможностей для инвестирования в сферу услуг и для розничных операторов.

7. Розничные компании: Сами с усами

Традиционно ведущую роль на мировом рынке играли производители товаров. В их интересах было выделять значительные средства на рыночные исследования и использовать СМИ для продвижения собственного бренда. По мере роста и усиления влияния розничных компаний поставщикам пришлось переключить свое внимание с отношений с конечными потребителями на отношения со своими дистрибьюторами.

Построение торговых цепочек и связей стало играть более важную роль, чем реклама в средствах массовой информации. Как-то незаметно, доминирующее место в отношениях с потребителями стали занимать розничные компании. Но на этом прогресс не зафиксировался, продвигая продажи товаров под собственной торговой маркой, они сами превратились в ведущих поставщиков. Можно признать, что розничным компаниям все еще не хватает соответствующих навыков и опыта в области маркетинга, но ситуация претерпевает основательные изменения.

Сегодня некоторые из крупнейших розничных компаний мира проводят агрессивную политику, поставили перед собой цель стать центрами влияния, создать неповторимый фирменный стиль, успешно конкурировать с другими розничными компаниями и все чаще – с производителями – за счет продажи товаров под собственной торговой маркой.

Хотим или нет, но констатируем, что фактически собственные торговые марки больше не являются лишь способом предложения низких цен. Они являются важным каналом продвижения торговой марки и повышения маржи прибыли.

8. Диктат клиента

И, наконец, эволюция Клиента на очередном этапе дальнейшей потребительской лестницы естественна, как и эволюция человечества вообще. Не приходится удивляться искушенности и эгоизму потребителя. Одной из основных проблем, стоящих перед компаниями, является отсутствие существенных отличий между конкурирующими торговыми марками, в результате чего потребители воспринимают товар и магазины уже как обезличенные объекты.

Усилий розничных компаний, направленных на создание приятной, информативной, развлекательной и легкой атмосферы, будет явно мало. Потребуются революционные, прорывные решения, чтобы  дифференцироваться от прочих. Симбиоз "магазина-кинотеатра-фастфуда-центра развлечений" потребует еще больших и дальнейших трансформаций. Каких? Знал бы прикуп - жил бы в Сочи ....

Не удивлюсь, если следующее десятилетие подведет тандем "Продавец-Покупатель" к кажущемуся сейчас фантастическому сценарию. Пофантазируем?! Например, товар будут раздавать с последующим получением оплаты через некоторое время использования покупки, разумеется, только в случае полной удовлетворенности потребителя.

Мечты? Как знать...